Несколько вечеров назад состоялась премьера этой очень хорошей, на мой взгляд, постановки.
Эта постановка мне понравилась по многим причинам.
Мастерство режиссера, Лили Левитиной, сделавшей в зумовском формате в ковидный год (!) фильм-спектакль, который смотрится на одном дыхании.
Замечательное актерское мастерство исполнителей главных ролей: молодого израильского дирижера, выбравшего для своего конкурсного выступления произведение Вагнера. И единственного спонсора этого конкурса, богатой американки, пережившей Холокост. Она пытается убедить молодого человека отказаться от своего выбора. Именно убедить, а не заставить отказаться под угрозой отмены конкурса.
В этом диалоге, точнее, яростном споре, где каждый отстаивает позицию, которая ему кажется абсолютно правильной, мастерство автора пьесы, южноафриканского художника и драматурга Виктора Гордона произвело на меня, пожалуй, самое сильное впечатление.
Потому что обе позиции представлены убедительно и ярко.
Написано так, что я не знаю, на чьей стороне автор. Поставлено так, что я не знаю, на чьей стороне режиссер. Они дают высказаться дирижеру, убежденному, что пора оставить позади память о Холокосте, хватит чувствовать себя его жертвой. Пора понять, что мы сильны настолько, что можем взять лучшее в немецкой или любой другой культуре независимо от того, как авторы относились к евреям или Холокосту. Тем более, что Вагнер умер задолго до Холокоста и не виноват в том, как использовал его музыку Третий рейх.
И мы слышим старую женщину, пытающуюся объяснить "юному дарованию", что нацизм взял своим символом музыку Вагнера неслучайно. Что она, учившаяся скрипке в детстве, была в концлагерном оркестре, и они играли там Вагнера. Время на вашей стороне, - говорит она дирижеру. Подождите, - просит она, - пока мы уйдем.
Они не договорились. Но их спор помог мне решить, на чьей я стороне.
Перед премьерой на экране появился вопрос: "Как вы считаете, надо ли исполнять Вагнера?" Предлагалось 3 варианта ответа: Да. Нет. Сложно ответить однозначно. Через несколько минут появился результат опроса: 75%, я в их числе, выбрали третий ответ, оставшиеся голоса разделились между Да и Нет примерно поровну.
После просмотра появился другой вопрос: "Как вы считаете, следует ли дирижеру из пьесы исполнять Вагнера?" Предлагалось 2 ответа: Да или Нет. Вскоре появился результат: Нет - 75%. Я снова оказался с большинством. Пьеса существенно изменила мой взгляд на эту проблему.
Всего 2 года назад эта тема в блоге уже обсуждалась (https://moviesarttalk.blogspot.com/2019/08/blog-post.html). Была активная дискуссия За и Против. Пьеса и режиссер помогли мне понять вот что.
Пока живы те, у кого музыка Вагнера вызывает в памяти кошмары, через которые они прошли, вызывает потому, что она звучала в этих кошмарах, я не буду слушать Вагнера. И если люди, пережившие Холокост, будут протестовать против его исполнения в Бостоне, я поддержу их. Не потому, что Вагнер был яростным антисемитом, а потому, что он стал символом фашизма. Антисемитизм деятелей прошлого, русских писателей или французских просветителей, отвратителен, но их произведения не вдохновляли на погромы и массовые убийства.
"Память о Холокосте, - сказал мне недавно один замечательный собеседник, - для человечества, может быть, даже важнее, чем для евреев. Может быть, этот ужас потому и произошел с нами, что мы никогда ничего не забываем, и через нас человечество помнит?"
Постановку можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=xPcFWY6PACE
Не знаю, как долго она будет доступна.
2 comments:
Комментарий Татьяны Бетчер (о.Шпицберген)
С огромным интересом прочла твой пост о пьесе «You will not play Wagner”.
Я хорошо помню твои впечатления о встрече с его музыкой, помню свои впечатления и абсолютно согласна с тем, что однозначно и просто решить вопрос об исполнении или неисполнении музыки Вагнера не получается. Во всяком случае, пока не полностью ушло поколение, пережившее Холокост, а, возможно, и его дети, т.е. мы. Конечно, не мог он предположить, что Гитлер сочтёт именно его музыку воплощением и выражением арийского духа и что под неё будут топить печи евреями и цыганами. Но ведь не Брамса и не Бетховена выбрал, а Вагнера. Значит что- то такое воплотил и выразил.
Честно говоря, я всегда с полным безразличием отношусь к антисемитизму великих людей. Это что- то иррациональное, возникающее в человеке как идиосинкразия к молочной пенке или птичьему пуху. Конечно, пока это не превращается в призывы к изгнанию, очищению, поражению в правах и уничтожению. Пока это на уровне инстинкта, это проблема человека, когда превращается в идею - проблема общества. Мне нравятся оперы Вагнера, но я проживу без них, если буду знать, что моё желание их слушать кому- то причиняет боль и страдание.
Перечитал свой пост о Вагнере двухлетней давности и понял, что бы я ответил сейчас на свой аргумент (Сам Герцль слушал его во время работы над статьей "Еврейское государство") в пользу исполнения Вагнера.
Герцль слушал его в начале века. Тогда Вагнер был просто гениальным композитором. Тогда и свастика была обыкновенным символом благополучия у многих народов древнего мира.
Post a Comment