Tuesday, December 27, 2011
Елена
В этом ф. я увидел примерно то же, что и в возвращении. Но об этом нет смысла говорить, потому что оказывается, это не обычное кино, а совсем другой жанр - "Мы, как и прежде, рассказываем историю, в которой рассматриваем архетипы, а не конкретных людей в конкретных обстоятельствах." (см. http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=108216). Спасибо режиссёру за откровенность. Очевидно архетипы разговаривают друг с другом, как по-писаному, и поступают (как всегда у этого режиссёра) не совсем рационально, даже архетипы расчёта и цинизма. Или совсем не рационально. Наверно у них есть свобода воли, у этих архетипов. Впрочем не мне об этом судить - я как-то не очень в архетипичном кине.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
14 comments:
Я смотрел довольно много русских фильмов последних лет, в том числе и обласканных наградами, и все не то. То ли я жду слишком многого, то ли еще что, но вот наконец фильм, где я согласен с международной общественностью. Мне понравился этот фильм и не показалась ходульной игра актеров. На мой вкус, слишком много явных аллегорий, но мне это совсем не мешало. А насчет архитипичности образов, мы обычно воспринимаем мир, как их собрание и мало кто не поддается этому упрощению, так что все нормально. . А насчет архитипичности образов, мы обычно воспринимаем мир, как их собрание и мало кто не поддается этому упрощению, так что все нормально. Да они и не выглядят в «Елене» роботами , как я уже писал
Нормальный фильм, разве нет у каждого из нас набора чудовищных и поучительных рассказов "из жизни". Трудно из такого рассказа сделать фильм, и Елена страдает прямолинейностью повествования. А подбор архитипов - игра сама по себе. Авель и Каин, там даже было обращение к Богу,но за здравие превратилось в за упокой. Елена и Кощей.Выкурить Кощея и перетащить свою семейку в тёплую пещеру, достойная цель, квартира в конце фильма стала симпатичной, обитаемой. Но вот ребёночка показали в конце в странном ракурсе, намёк на грехи предков. А в целом, фильм - попытка разбить миф о русской женщине, всё стерпящей. Где, кстати, жена Путина?
Архетип, Савелий!
Мне тоже больше по душе Архи.
Ура!!! Так и так - правильно!
Кощей, потому что его так сняли, похож очень. Есть домработница, это один статус, а есть жена, и экономические условия у них разные.
Домработница получает зарплату, а у жён обычно свои счета, может только им известные и запутанные. Образ Елены страшен, как что-то вроде Вечной женщины, матери Проматери, в горящую и коня тоже. Опасность для внука обалдуя и решение приходит мгновенно. Читайте Агату Кристи!
Не прошло и месяца после того, как все вокруг посмотрели этот фильм и захотели собраться и обсудить его. После этого не прошло и месяца после обсуждения, и я, наконец, пишу свои пару слов.
Этот фильм мне показался гораздо интереснее "Возвращения". Я с радостью соглашусь с Савелием и в его лице с мировой общественностью: здесь есть что смотреть, о чем думать, он мне рассказал что-то о жизни. То "русское", что произвело на меня такое впечатление в "Острове", аукнулось и здесь - в основном благодаря актрисе. Oщущение подлинности от ее присутствия у меня возникло сразу и не ушло до конца фильма. Но и кроме нее в фильме многое для меня очень убедительно: потерянный внук, потерянный сын, неродной муж. И ей радости нет ни от кого из них, вот что ужасно! Я как-то не думал об архетипах, ни во время фильма, ни после него, и интервью режиссера мне ничего не добавило и ничего не изменило. Кстати, про убийство. Конечно, убивать нельзя. Но ей жизни после этого все равно не будет. Она себя осудит сильнее, чем любой "со стороны". Мне ее жалко, вот что.
Не надо её жалеть, сын не в тюрьме, внук пойдёт в институт, а правнук будет радостью, и ещё будет правнук. Всё хорошо.
Муж,действительно, был не родной, за то и поплатился.
Невестка в новой квартире заговорила высоким стилем: "Я в восторге", вспомнила, наверное, как читала в детстве книжки- повод для оптимизма.
Отзыв из Москвы, написанный в октябре прошлого года, когда фильм вышел в Москве, и дополненный сейчас.
==============================
Не помню, смотрел ли ты его "Возвращение" о том, как невесть откуда вернувшийся отец принимается формировать мужской характер у двух сыновей, которых лет 10 не видел. Не помню, чем все заканчивается, но помню невосполнимость потери и чувство подавленности после просмотра фильма.
С таким же чувством подавленности и растерянности от непонимания, как дальше жить, выходишь после "Елены" История рассказана предельно буднично, на одной ноте, в практически не меняющейся тональности.
Пожилые супруги оба во втором браке. Он то ли крупный бизнесмен, то ли крупный чиновник. Главное - человек со средствами и имеющий все блага современной российской жизни. У него от первого брака беспутная дочь, у неё -сын, не рыба, не мясо, не у шубы рукав, что не мешает ему беззаботно жить на пенсию матери и продолжать плодиться и размножаться.
Внука нужно "поступить" в вуз, чтобы спасти от армии, а деньги на это может дать только супруг Елены.А он не дает, считая, что он не должен содержать её семью и решать проблемы её сына-бездельника. И тут дяденьку сваливает инфаркт. Чуть придя в себя, он решает написать завещание, по которому все отходит дочери, а Елене назначается содержание. Поняв, что в этом случае внуку прямая дорога в армию, а сына она содержать уже не сможет, Елена подсовывает инфарктнику категорически противопоказанное ему снотворное, безболезненно отправляя на тот свет.
Деньги из сейфа мужа пошли на решение проблемы, семейство её перебирается в мужнину квартиру, и на этом фильм заканчивается.
Мы еще узнаем, что внук, скорее всего, все же попадет не в вуз, а в тюрьму или на тот свет, потому что компания его такова. Дочь его, потеряв отца, скорее всего, тоже пропадет от общего неприятия жизни и страсти к саморазрушению. Сын Елены, инфантил под сорок и паразит, вряд ли что-то изменит в жизни к лучшему. Скорее всего, сопьется. И все так обыденно, узнаваемо, закономерно ... как будто по-другому и быть не может. Наверное, в этом и состоит весь ужас: эта история ЕСТЕСТВЕННА в контексте современной российской жизни. Очень страшно.
Перечитала написанное уже четыре месяца назад, и снова стало страшно от кожей ощущаемой обыденности, "самособойразумеемости" её поступка в категориях современной российской морали.Как муж Елены олицетворяет абсолютную отстраненность новой российской буржуазии от реальной жизни страны, народа, нежелание знать и видеть страну, обкрадывая которою, получил доступ к благам и возможность не знать и не видеть, так Елена (и её семья) олицетворяет иррациональную и органичную ненависть рабов к хозяевам, которых не только не зазорно, но должно и обворовывать, и, если надо, то и удавить. Никого в этом фильме не жалко. За державу обидно и удушливо стыдно. Я бы Звягинцеву задала вопрос. какое чувство руководило им при работе над фильмом?
Так воспринимают фильм в России-зеркало социальных проблем.
Бедные - богатые, хозяева - рабы, дуализм сидит у русских в кишках.
Как сказал мне как-то парикмахер, трудно поверить, что женщины и мужчины относятся к одному виду. У него тоже были проблемы с женой.Надеюсь, что он жив, хотя бы и без денег.
Елена - надежда России.
Она борется за свои гены, за потомство, даже у нас в прессе пишут о русской бабушке.Из-за неё появился в продаже в суперах, впервые с момента создания государства, холодец , в пику восточным закускам.
Надо же, как по разному мы видим фильмы. Елена искренне и естественно ухаживала за мужем и так же искренне и без особых проблем убила. Мне во время просмотра хотелось наказания, хоть в каком-либо виде, хоть в расскаиньи. Но как и должно быть, его нет и не будет. И себя она не осудит. А про архетипы. Я увидел много символов в фильме и муж-элита, жена-народ, дочь-богема одни из них. Даже если это и не было прямо задумано Звягенцевым, то тоже не плохо, но как я понял из описания Лени, Звягенцев сам говорит об этом. При описании простого народа выделяют обычно два главных положительных качества: искренность и простодушие и это ведет их в рай. Вот и Елена искренна и простодушна. Но у Ницше в «Как говорил Заратуста» есть фраза «От простодушных пахнет кострами».
Мне кстати не показалось что фильм только про Россию. Ну и последнее, когда я раньше написал «архитипы» ни о каком Юнге я не думал, а просто ошибся
Мне кажется, в этом фильме удивительно легко, лаконично и правдиво средствами кино созданы характеры и история их взаимоотношений. Елена и ее муж познакомились 10 лет назад. Она была красивой (ее фото где-то в середине фильма), он вообще увлекался женщинами всегда, и она из тех русских женщин, что "прекрасны без извилин, а для нее это была дорога в другой мир. Женщина простая, вдова или разведенная, молодая и неустроенная семья сына - конечно, этот мир был очень привлекателен. Их неравноправие было обозначено сразу и с обеих сторон. Возможно, он был тогда еще женат. Они поженились только два года назад. Почему он решил жениться? Он стареет, а она хорошо о нем заботится, она вобщем-то обслуга. Она принимает это, но за это полагается плата - например, возможность купить сыну продукты на его кредитную карточку, возможность помочь семье сына - это ее единственная плата. Это совсем необязательно осознанно сформулировано ею, но таков расклад. И убивает она его не по тонкому расчету, это в большой степени порыв, усугубленный обидой, неприятием того, как планируется завещание. Она также искренне ставит свечку за его здравие, как искренне страдает в первые минуты или часы от ужаса содеянного. Но вот, прошло несколько дней, любимая семья сына въезжает в новую квартиру - мягкая, умиротворенная семейная сцена, все страдания позади. Примерно так же кончается фильм Match Point, и, на мой взгляд, есть параллели, хотя нам, конечно, легче осудить героя Match Point. Фильм не о России, а о человеческой душе, о том, как обыкновенный человек, не злодей, не рецидивист, не циник приходит к убийству. Картинка не очень радостная, но, по-моему, заставляет заглянуть в себя.
Также скупо и точно созданы все остальные герои - сын, внук, невестка. Слабее всех, на мой взгляд, дочка - она меня не убедила. А сцены из мира семьи сына напомнили мне фильмы Майка Ли, особенно этот дом, где сын плюет с балкона.
История Елены универсальна и характерна для современной России. Феменизм не называют там по имени, но фильмы Звягинцева и,говорят, новая литература как раз об этом.
Прислано из Екатеринбурга:
Сам Звягинцев говорит о своем фильме...
http://www.novayagazeta.ru/arts/51084.html
На прошлой неделе фильм пошел в прокате в Нью Йорке.
Вот рецензия из New York Times, которая мне показалась заслуживающей внимания.
http://movies.nytimes.com/2012/05/16/movies/elena-by-andrei-zvyagintsev-set-in-and-around-moscow.html?nl=movies&emc=edit_fm_20120518
Спасибо, Люба, за ссылку.
Post a Comment