Monday, December 19, 2011
Collaborators. London National Theater Live
Я шел на этот спектакль со слабой надеждой - может быть "они" смогут понять трагедию Булгакова и рассказать о ней. Все-таки "84" был написан не эмигрантом из России, а своим собственным гением, хоть и бывшим коммунистом. Надежда не оправдалась. Спектакль, сделанный совсем неплохо, показался слишком прямолинейным. Б. боится и ненавидит Сталина -> "КГБ" (так в спектакле!) под дулом пистолета заставляет его писать пьесу на юбилей Сталина -> он соглашается, и пишет, пытаясь представить себе, как бы сам Сталин написал эту пьесу, как бы отмежевавшись внутренне от нее, в точности по рецепту "...расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие". Появляется Сталин и пишет пьесу о себе вместо Б. Так "объясняется", почему пьеса о Сталине получилась у Б. такой неудачной, небулгаковской.
Но Сталин пишет вместо Б. не за просто так. Взамен Б. должен просматривать и подписывать документы, которыми Сталину теперь заниматься некогда, - он же занят пьесой. Согласившись на это, Б. приходит в ужас от того, чтО ему надо подписывать сталинскими инициалами. Сталин объясняет суровую необходимость именно такого поведения, Б. соглашается с доводами Сталина и подписывает.
Он пытается добавить какие-то резолюции от имени вождя, типа "перепроверить", - но, воплощенная неукоснительно в жизнь, эта резолюция оборачивается новыми массовыми репрессиями. В итоге, побежденный хитростью Сталина, морально раздавленный, Булгаков умирает. Напоследок Сталин произносит короткую сентенцию для тех, кто не понял о чем эта "фантасмагорическая" пьеса: "Ты хотел победить чудовище. Человек не может победить чудовищный режим".
Пьеса и спектакль ничего не добавили к моим представлениям о Б. Знаменитые актеры (Alex Jennings as the harassed, haunted Bulgakov and Simon Russell Beale as a Stalin) не поразили мастерством. Настоящая трагедия Б., который начал писать пьесу о юности вождя за 3 года до юбилея - без принуждения, на свой страх и риск, осталась даже незатронутой.
Для пущей объективности - две английские рецензии:
http://www.guardian.co.uk/stage/2011/nov/02/collaborators-review
http://www.telegraph.co.uk/culture/theatre/theatre-reviews/8863297/Collaborators-National-Theatre-review.html
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
1 comment:
Я согласен с Иосифом что пьеса и спектакль мало (или ничего) не добавляют к нашим представлениям о историческом Булгакове. (Точно так же "Мертвые души" Гоголя, мало добавляют к нашим знаниям о исторически достоверной Росийской действительности. Где-то читал мнение, что второстепенные произведения чаще дают реалистическую картину исторических событий или условий быта ("фотографический реализм" – напр Теодор Драйзер), а большие художники создают свой мир. На мой взгляд, пьеса и спектакль совершенно о другом (так же как и месмерическая сцена спектакль-в-спектакле "Мольер" не о Мольере. Этот спектакль в чем-то похож на фильм "Taking sides" - ответственность художника, да и просто гражданина. Может ли порядочный человек сотрудничать с тоталитарным режимом? Квантовая механика описывает мир как частицы, каждая с четко очерченными границами, и, одновременно, как волны, каждая из которых размыта по всему пространству. Противоречие? Но мир так устроен - и то и другое одновременно. Запачкался ли человек навсегда, если он сотрудничал с таким режимом как нацистский или коммунистический (а ведь просто работая в СССР, я, когда жил там, тем самым поддерживал режим). И да, и нет - на разных уровнях. Но если бы это был просто философский вопрос, спектакль, как произведение искусства, для меня бы не состоялся, а был бы политическим памфлетом. А он состоялся - глубоко задел меня эмоционально. Игра актеров на мой взгляд замечательная.
Post a Comment