Popular Posts

Tuesday, June 15, 2021

Nomadland. (Chloé Zhao) 2020


Посмотрел этот фильм дважды. 

Первый раз - на одном из первых послековидных сеансов в кинотеатре, потому что Фрэнсис Макдорманд, получая своего 3-то Оскара за главную женскую роль в этом фильме, сказала, что его надо смотреть на большом экране. В зале было 5 человек, нас трое и еще одна пара. 

Второй раз - сегодня по Амазону, с субтитрами.  

Сегодня фильм понравился еще больше. Пейзажи, из-за которых надо смотреть фильм на большом экране, меня никогда не вдохновляли, я человек сугубо городской. А идеи фильма, которые я уточнил "с текстом", показались мне еще более интересными и близкими.  

В том, что я сейчас напишу, нет спойлера, потому что в фильме ничего не происходит. 

Фрэн, героиня фильма, оставляет свой дом, где она уже некоторое время жила одна, и отправляется в дорогу на своем пикапе, или как он называется, достаточно большом, чтобы в его кузове можно было спать лёжа, есть сидя, или справлять нужду в ведро с сидением. По ходу фильма мы видим, как Фрэн делает и то, и другое, и третье. 

Никаких приключений по дороге не происходит. Она устраивается на любую временную работу. Уходит, когда кончается срок контракта, или когда сама решает, что пора. Узнаёт, что есть сообщество таких же автокочевников, приезжает к  ним. Живет с ними. Слушает проповеди их гуру. Встречает там 75-летнюю женщину, которая говорит ей, что у нее рак, врачи дали ей 7-8 месяцев жизни, но это ее не пугает. Она собирается уйти из жизни сама, а пока есть время, хочет успеть на Аляску (разговор происходит в Аризоне), еще раз посмотреть на колонию ласточек, на их гнезда на скалах. Когда она их видела впервые, миллион взмывающих, парящих над океаном ласточек, ей показалось, что она тоже ласточка. И она поняла в тот раз, что она уже все увидела. Она готова. Просто хочется еще раз посмотреть. Удастся - хорошо, нет - не страшно.

Постепенно возникает одна из главных тем фильма. 

 - Вы замужем? - спрашивает у Фрэн случайная встречная.

 - Да, но моего мужа нет в живых, - отвечает она.

Почти в конце фильма Фрэн уходит из дома, где она провела пару дней, где ее любят, где ей было хорошо. Но она уезжает на рассвете, не попрощавшись, и возвращается к своим номадам, где все сами по себе, слетелись - и разлетелись. Она приходит к гуру и говорит ему: Если бы я осталась в этом доме, мой муж исчез бы окончательно. А так он есть. Всё, о чём мы помним - живёт. И, со своей незабываемой улыбкой: Может быть, я слишком много живу памятью. Нет, - говорит ей гуру, - мы все встретимся обязательно, здесь или там, все, кого мы любим, и все, кого мы помним.

Так входит другая главная для меня тема фильма. Когда кочевники разъезжаются, гуру говорит им: See you down the road. Увидимся на дороге. В какой-то момент они устраивают костер в память умершей на Аляске подруги (Она добралась! И снова увидела своих ласточек!). Каждый подходит к костру и говорит одну фразу, обращенную к умершей , и бросает в огонь камень. Когда приходит очередь гуру, он бросает камень и говорит: See you down the road. 

Ну вот. 

Фильм сделан так, что в нем нет сцен, в которых нет Фрэнсис Макдорманд. Для меня наблюдать эту прекрасную актрису - огромное удовольствие. 

Этот фильм получил Оскара и за лучшую картину, и за лучшую актрису в главной роли. Это показало мне, что всё-таки иногда мои и жюри Оскара оценки кино совпадают. Правда, для полноты картины собираюсь посмотреть "Отец" и "Манк".

1 comment:

Iosif said...

Комментарий Т.Бетчер (о.Шпицберген)

Спасибо, Иос!
Я давно собиралась посмотреть этот фильм и, благодаря тебе, собралась и сегодня, в снежный и ветреный шпицбергенский день 20 июня, посмотрела. Спасибо!
Везде, где колесит Фрён, я была! Представляешь, я на эти пейзажи смотрела из окна машины, этим воздухом дышала, эти придорожные кафешки мне памятны… Удивительно. Я снова пережила чувство бесконечной американской дороги, которому мне посчастливилось не раз и даже не два отдаваться, забывая обо всем, вспоминая всё, думая обо всём и ни о чём. Чувство дороги, бесконечность открывающихся пространств - важнейшая составляющая фильма.
И вот эта распахнутость бескрайней земли противостоит замкнутости Фрён. Её общение с людьми очень ограничено и осторожно- боязнь нарушить целостность памяти, которую она несёт в себе. Памяти об отце, о муже. Я думаю, что кочевой образ жизни избран ею именно потому, что позволяет естественным образом не создавать новых глубоких привязанностей и хранить верность тем, кому присягнула. Ф. Макдорман нельзя не верить. Нельзя сомневаться в глубине личной обоснованности выбранного ею способа жить дальше после мучительной смерти мужа, но…
Сестра говорит о том, что Фрён продолжает традиции американских первопоселенцев (дороги Фрён, действительно, пролегаю от Среднего Запада в сторону Дальнего Запада), но те кочевали в погоне за лучшим будущим, а Фрён кочует, изо всех сил сохраняя своё прошлое и боясь потерять именно его и, видимо, себя вместе с ним.
Наверное, это странно, но ассоциативно фильм связался с чеховским « Вишнёвым садом». Там тоже память о прошлом, привязанность к теням прошлого становится непреодолимым препятствием для принятия жизненно важных решений, мешает осознать день сегодняшний и реалистически подумать о будущем.
Уважая личный выбор Фрён, мы не можем не думать, что жизнь, длящуюся только надеждой на случайную встречу на дороге, не назовёшь состоявшейся. Да, где- то там мы встретимся, но там встретятся все, прошедшие дорогой жизни.
Конечно, это фильм- метафора. Метафора, которую каждый может понять, раскрыть по- своему. Мне показалось, что он о привязанности сегодняшней Америки к её европейским корням (английский сервиз, староанглийская или шотландская песня, которую напевает Фрён, сонет Шекспира, который она читает молодому человеку) и ценности этих корней, и невозможности от них отрешиться, и трудности обретения нового отношения к миру.
Мне снаружи трудно понять, случайность или нет то, что в этом фильме практически нет чернокожих. У чернокожей Америки, надо полагать, свои представления о значении её прошлого для дня сегодняшнего.
Это счастье, что сегодня снимается такое кино. Кино о жизни человека внутри себя, а не только снаружи.