Popular Posts

Monday, May 31, 2021

Anna Karenina. J. Wright (2012)

 

Если бы не Стоппард, написавший сценарий к этому английскому фильму 2012-го года, ни за что не стали бы смотреть. Как можно показать на экране "Анну Каренину" за 2 часа с небольшим?! И наград всего ничего. Оскар за костюмы! 

Но - рискнули и не пожалели. 

Фильм вместил в себя много важных линий романа, и игра главных актеров вполне достоверна. Кое-что придумано Стоппардом, ведь фильм - не экранизация, a - "по мотивам", у авторов была, практически, полная свобода. Но удивительно, как близко к тексту они сделали свою картину. Немногие отклонения только подчеркивают эту близость.

Очень понравился режиссер J.Wright.  Он поставил фильм в необычной "гибридной" форме театральной постановки и реальных съемок. В фильме много танцев, особенно хорош вальс, где Анна впервые танцует с Вронским. Постоянные переходы из условности сцены к реальности натурных сцен, когда двери декорации открываются, и Левин выходит в реальное поле - никогда такого не видел. Гибельный омут, который затягивает Вронского и Анну, показан ярко и гораздо более сочувственно, чем в романе. Если я понял фильм (и роман), оба говорят одно и то же: если нельзя, но очень хочется, то все равно нельзя. А те, кто не выдержал и нарушил, кто "переступил" - не нам их судить. "Мне отмщениe..."

Есть какие-то обидные провалы. Главный, на мой взгляд, - непонятно откуда взявшаяся, умильно-ложная последняя сцена фильма, где Каренин сидит на стуле среди бескрайнего поля, а перед ним бегают, смеются и играют дети - Сережа и Аня (дочь покойной Анны и Вронского). Если бы перед этим не было реального, взятого из романа замечательного разговора Левина с Кити, я бы решил, что в финале вдруг появляется какой-то сарказм. Но над чем издеваются, я бы все равно не понял.

Хороший фильм, необычый!

2 comments:

Iosif said...

Т.Бетчер (Шпицберген)

Пересмотрела с твоей подачи «Анну Каренину» Райта.
От первого просмотра в 2012-м в памяти осталось только фантастическое черное платье Анны на балу и попикообразный рыжий Левин. Помню впечатление красивой пустоты. По времени почти совпало с впечатлением от «Анны Карениной» в театре Вахтангова, где совсем не было слов, место которых заняла хореография, и это тоже было красиво, но к Толстому не имело отношения.
Стоппард к Толстому со всем уважением, Райт тоже, но если кто- то после их фильма захочет прочесть роман, то скажет, что роман непонятно о чем, а фильм всё ставит на свои места и всё понятно. Да ещё и красиво.
Мне кажется, что, проникшись Толстым, авторы сделали фильм не о том «что, если нельзя, но очень хочется, то всё равно нельзя» - красиво звучит!- а о такой разной- преразной любви. Любовь- страсть Анны разрушительная, а Вронский (такой смешной здесь пуделёк) облагораживается; Левин исполнен любви - долга, а Кити - деятельной, жизнедающей женской любви; брат Левина любви- жертвы, а жена его - любви-жалости; а Каренин проживает разные любови и приходит к любви отцовской, т.е. дающей и оберегающей. Так вот авторы театрализовали толстовскую идею любви.
Сейчас мне больше понравились сценарий и особенно режиссёрская работа. Много всего интересного придумал Райт, не только выходы из театра в пейзаж. Само абсолютно эклектичное, гротескно- лубочное решение России, на фоне которой разворачивается история, прекрасный образ и метафора заштампованности наших мозгов. У нас всё ещё постмодернизм на дворе, или это всё уже как- то по- другому называется?
Но с Левиным у иностранцев все равно не получается совладать. Поэтому я не соглашусь, что раскрыты основные темы. Нет, тема Левина совершенно не раскрыта и просто оставлена за рамками. Конечно, если Стоппард не сводит её к тому, что нужно меньше думать, а больше чувствовать: «А жену ты тоже умом выбирал?» - глас народа.
Так или иначе, вечер прошел не зря. Спасибо!

Iosif said...

Вот отзыв А.Долина о фильме. Не очень содержательный, к сожалению, но оценки у нас опять совпали!
https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1403665/
И, чтобы дважды не вставать, раз оценки совпадают, вот его же статья о лучших фильмах 2020 года.
https://meduza.io/slides/10-a-na-samom-dele-12-luchshih-filmov-2020-goda-vybor-antona-dolina