Осторожно, этот интересный пост - спойлер. Возможно, стоит вначале посмотреть фильм
Когда идёшь на фильм с названием «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» ничего милого и безмятежного, естественно, не ждёшь. И это единственное ожидание, которое в фильме вполне оправдывается, потому что во всём остальном режиссёр как будто каждый раз нас подначивает: «Думаете, шериф окажется тупой жестокой скотиной…; думаете, эта сумасшедшая тётка сейчас получит по полной…; думаете, сейчас сыночек объяснит мамаше, каким счастливым она его сделала….; думаете, сейчас бывший муж поддаст своей бывшей и вытряхнет из неё душу, чтобы неповадно было…; думаете, сейчас этот сосунок в рекламном агентстве наделает в штаны и пойдёт на попятный ….». И так весь фильм: поведенческие клише и житейский опыт подсказывают одно, а события развиваются совсем по-другому, но это другое психологически мотивировано, и ты в него веришь и очень сильно сопереживаешь.
Для человека, живущего не в Америке, а в России, многое в фильме кажется просто невероятным: почему эти билборды тут же не снесли к чёрту (право собственности!), почему восставшую на полицию!!! тетку тут же не посадили, подбросив при аресте пару доз дури, или, на худой конец, не отдубасили ночью, как следует, чтобы поняла, чего делать нельзя (у полиции есть представление о законности!), почему полицейского, преданно любящего своего начальника, выгоняют со службы за рукоприкладство (опять же, чтобы не позорил мундир!)… Сто тысяч почему с одним ответом: потому что даже распоследний негодяй и даже совершенно разуверившаяся в том, что кто-то может ей помочь найти и наказать насильника и убийцу дочери, женщина знают, что в Америке есть Закон и Право человека на защиту.
Но это взгляд с той далёкой стороны, которая вряд ли была важна для авторов фильма и актеров. Фильм, конечно, создавался, в первую очередь, для американцев, и есть ощущение, что американскому зрителю он говорит больше, чем нам. Говорит о чём-то очень важном и очень сегодняшнем.
Режиссер и сценарист Мартин МакДона - британец. Интересно, почему он снял этот фильм в Штатах? Может быть, ему важно было именно из-за океана сказать что-то Европе? Тогда как же быть с первым ощущением?
Дело в том, что есть ситуация (изначальный конфликт) и есть характеры героев, которые начинают раскручивать этот конфликт по непредсказуемой траектории и на этой траектории сами непредсказуемо трансформируются. При этом чем дальше, тем увереннее становится эпическая интонация повествования, сопровождаемая глубоким психологизмом, гротеском, юмором, пародией, а то и абсурдом. Мне трудно вспомнить фильм, в котором было бы так много всего намешано и при этом вполне убедительно связано и доведено до развязки. Думаю, заслуга в этом общая, но нельзя не сказать об игре «на разрыв аорты» актёров, в первую очередь, Фрэнсис МакДорманд и Калеб Лэндри Джонса, и работе композитора Картер Бёруэлла, который явно очень помог британскому режиссёру сделать фильм более американским.
И при всём этом заключительный диалог двух главных героев не даёт мне покоя: как-то не могу я согласиться с тем, что преступника можно и не наказать, если преступление совершено где-то не здесь….
13 comments:
Действительно фильм очень неплохой, может слегка более романтический, чем хотелось бы. И Фрэнсис МакДорманд хорошо сыграла - ради неё мы и пошли на это кино. Ну и Вуди Харрелсон, конечно. А мне ещё нравится и Питер Динклэйдж.
Но кто потрясающе сыграл - это Сэм Рокуэл (Sam Rockwell) - такой противный с первых же кадров коп. И он, и его герой просто полностью перетянули на себя одеяло. Не такой уж частый случай, когда никаких сомнений в его награде.
Посмотрел его имя в вики - и ахнул - штук 20 наград и несколько номинаций за эту роль.
Полностью поддерживаю предыдущих ораторов. Конец логичный, герои не будут брать на себя роль Superhero, хотя так хочется.
Вчера посмотрели, наконец, этот фильм, и я не только не жалею о потраченном времени, но и советую другим его посмотреть.
Конечно, после опыта с "Paterson" я совсем не уверен, что правильно посмотрел "3 Billboards". И если неправильно, надеюсь, Натан объяснит.
Далее тем, кто фильм не видел, можно не читать, потому что идут подробности, которые надо узнавать из фильма, а не из рецензии.
Смотрите быстрее, он появился на Amazon Prime, и включайтесь в дискуссию.
Фильм опять не показался мне метафорой, а попыткой нарисовать картину современной "американской глубинки", с характерами и реалиями из жизни.
И в этом своем качестве он показался мне совершенно провальным.
Да, девочку могут изнасиловать, убить и сжечь, да, можно заказать свои тексты на рекламных дорожных щитах. Но это, пожалуй и все, что может случиться в реальной жизни из того, что показано в фильме.
Нельзя разбомбить бутылками с зажигательной смесью полицейский участок и остаться безнаказанной. Нельзя подъехать к школе, ударить в пах двух стоящих у входа старшеклассников, мальчика и девочку, и уехать безо всяких последствий. Нельзя расколотить контору, выбросить из окна, а потом забить до полусмерти ногами ее владельца на глазах у начальника отделения полиции и просто быть уволенным безо всяких последствий.
Самое главное, нельзя стать очень хорошим, сразу после того, как прочитал вечером письмо, если раньше пытал людей в участке, а утром выбросил из окна и избил ногами человека. Даже если это перерождение происходит в огне пылающего участка, и ты сан горишь в этом огне.
Всё - неправда, и ее в фильме гораздо больше, чем здесь перечислено.
Ни на Юге, ни на Мидвесте в Америке такого быть не может. (И это вызывает у меня подозрения, что я опять смотрел неправильно, слишком буквально. Подождем, что скажут правильно смотрящий Натан или другие комментаторы)
- А во время движения за гражданские права негров в штате Миссисипи? Убили трех мальчиков, взорвали черные церкви - и до недавнего времени никакого расследования толком не было.
- За эти 50 с лишним лет Америка прошла большой путь. И в этом же фильме новым начальником участка приходит черный, а плохой, ставший хорошим, говорит маме: Времена изменились!
И мне даже не очень интересно думать о том, что хотел сказать этой клюквой автор фильма. Как говаривал наш профессор по матлогике, из лжи следует все, что угодно. "Если дважды два пять, то существуют ведьмы" - истинное высказывание
И почему тогда я советую посмотреть этот двухчасовой фейк?!
Потому что в нем играет награжденная Оскаром за эту роль Frances McDormand. Я не видел ее раньше, но теперь посмотрю еще что-нибудь с ее участием, прежде всего, наконец, "Фарго".
И остальные роли играют хорошие актеры, я согласен с комментарием Лёни М. На их героев интересно смотреть. Это реальные люди, поставленные режиссером в нереальные ситуации.
Перед тем, как писать этот пост, прочитал несколько отзывов: в Нью Йорк Таймс, Атлантик, и Нью Йоркере. Первые два показались удивительно слабыми. А последний, наоборот, очень понравился.
https://www.newyorker.com/culture/culture-desk/the-feel-good-fallacies-of-three-billboards-outside-ebbing-missouri
Мне кажется, это умный хороший текст, а что наши мнения совпали, так это так, бонус.
Что такое правда в искусстве (кино)? Я недавно прочитала книгу, перевод книги Коанов, это буддистские тексты, вопросы ученикам, их ответы и примечания учителей и переводчика. Самое главное в буддистской мудрости это, если тебя спросит кто-то, так в чем же суть того, что великий учитель пришел с Запада, надо немедленно дать спрашивающему оплеуху, рукой или палкой. Такова тяжелая жизнь последователей Будды. Фрэнсис Макдорманд - великолепная актриса, я тебе завидую, ты, как я вижу, не смотрел фильмов бр. Коэнов. Они нашли друг друга. Я читала воспоминания или интервью Фрэнсис Макдорманд, она вспомнила первую встречу с Коэнами, типа два придурка, лучше не скажешь, такая вот теплая компания.
Но жизнь изобретательней любого кино. Даже в Америке происходят невообразимые вещи, если кто-нибудь расскажет,ты, Иосик, только скажешь:"Не может этого быть!"
Сегодня в гостях у дочки Мани я спросила смотрела ли она фильм "3 Billboards", она еще не смотрела, но знает о чем он. А, это вариант Михаэля Кольхааса! Михаэль Кольхаас - это новелла Генриха фон Клейста. Михаэль Кольхаас, торговец лошадьми, был обижен начальством, не помню точно как, придумали какаю-то волокиту и в результате погубили его лошадей. не найдя поддержки от властей Михаэль Кольхаас взял закон в свои руки, раздул мятеж, он брал города и разрушал их, пока его не поймали, судили и казнили, но восполнили все убытки и взяли его семью под государственную опеку. Закон, полиция, власть - должны служить на благо простого человека-труженика, если они не справляются, то у народа есть право на мятеж. Основы протестантской демократии, короче. Героиня фильма устроила мятеж не потому, что не нашли убийцу, а потому, что не видела, что полиция делает все возможное и невозможное, ищет убийцу днем и ночью. Хичкок учил, хочешь узнать о чем фильм, убери шелуху и красоты. Фильм о том, что останется. Хороший пример его фильм Птицы, убери птиц, останется свекровь, которая ревнует своего сына к его жене.
В письме пришел следующий комментарий:
На второй день после моего приезда в Москву приятельница повела меня именно на этот фильм. Он дублирован, и переводчик, видимо, хорошо оттянулся: заурядное, привычное нам по фильмам и книгам сквернословие "простых американцев" в переводе звучит невероятно разнообразно, омерзительно и неестественно. (Может в России за последние 30 лет такие обороты в разговоре тоже стали привычными и заурядными, но как-то трудно это себе представить).
Приятельница этот фильм уже посмотрела, а со мной пришла во 2-й раз специально, чтобы узнать, "правда ли, что в Америке может такое произойти". Пришлось ответить, что прямо такое - не может: см. пост Иосифа, не буду повторяться. Но при этом атмосфера в городке воссоздана вполне реалистично, а актеры играют великолепно.
К сожалению, по замыслу им надо сыграть осознание основного тезиса фильма: anger begets anger, and love conquers all - с последующим перерождением характера. И тут, выстраивая цепочку причин, подтолкнувших героев к осознанию и перерождению, фильм, по-моему, становится фальшивым и безвкусным, несмотря на уже упомянутую блестящую актерскую игру. Мне лично это порядком испортило удовольствие. Но тех, кто пойдет смотреть ради актеров, я тоже понимаю.
ЛН
Абсолютно непонятна фраза об основном тезисе фильма: "anger begets anger, and love conquers all". Гнев матери породил гнев копа? Какая любовь кого победила? В то же время я совершенно согласен с ЛН, что в финале этот очень неплохой фильм "становится фальшивым". Впрочем, и на солнце есть пятна.
Натан, смотри скорей!
Представляю что получится, если мат перевести с английского или иврита на русский. Это свойство русской ненормативной лексики. На иврите в кино даже из уст субтильной девушки звучит просто забавно (в жизни не слышала кроме кибенимат, но это что-то довлатовское).
Hate begets hate; violence begets violence; toughness begets a greater toughness. We must meet the forces of hate with the power of love... Our aim must never be to defeat or humiliate the white man, but to win his friendship and understanding
Это сказал Martin Luther King Jr.
Matthew 26:52-54
52-54 Jesus said, “Put your sword back where it belongs. All who use swords are destroyed by swords.
Христианские штучки
Не хотел писать потому что мне фильм не понравился настолько, что я его выключил через 20 минут. Не буду ругать, а лучше скажу, что меня заинтересовало обсуждение того, что может и не может случиться в Америке. Это, в частности, оттого, что я недавно прочел книгу David Grann, "Killers of the Flower Moon". Это документальное повествование о событиях, происходивших в Оклахоме в начале прошлого века и касавшихся индейцев из племени осейдж. Это детектив, только лучше, потому что ничего не придумано, а все правда. Там описывается отношение к индейцам как к неполноценным во всех смыслах этого слова, включая юридический, притом что они вдруг сказочно разбогатели. И тогда их убивают десятками, и круговая порука - полиция, судьи, врачи, вообще все стараются все затушевать. Это первое дело, над которым работало только что созданное ФБР, и найти часть преступников смогли только потому, что агенты были из других штатов. Главная забота потом была найти способ передать дело не в местный, а в федеральный суд, чтобы обеспечить беспристрастное рассмотрение. В общем, после этой книги я проникся большим оптимизмом: если такие безобразия человек смог исправить, значит точно все будет хорошо.
Я знаю точно, что если дело связано с оборонными секретами, концов найти нельзя, и все плюют на права граждан и т. д., примерно так же как это делается в России.
Прежде всего спасибо Тане за ее чудесные "посты". Я всегда их с удовольствием читаю и им следую, а тут к тому же 12 откликов. Я посмотрел фильм и, на мой взгляд, это очень хорошо сделанная метафора. К обычным темам для вестернов здесь добавлена "никогда не думай, что с
этим все ясно". А вопросы "могли ли быть те или иные вещи?" не к этому фильму. Кстати, если я правильно понимаю фильм, то в конце им и их убийцу убивать не очень хочется, им хватит просто правосудия.
Post a Comment