Popular Posts

Thursday, April 26, 2018

«Чаадский» (2017) Опера. A. Маноцков, К. Серебренников

Пост Татьяны Бетчер (Москва)
«Чаадский» - именно так называется опера, поставленная К. Серебренниковым в «Геликон опере» в 2017 и представленная театром на «Золотую маску 2018». Я попала именно на «масочный» спектакль, как всегда, «с разбегу», те не успев ничего почитать о спектакле, композиторе, постановке. Единственное, что я поняла из названия, что Чадский будет ассоциирован с Чаадаевым и что «в этом-то всё и дело».
Когда идёшь на современную оперу, понимаешь, что идёшь не за удовольствием. Ясно ведь, что будет про сегодня, а сегодня всё только безобразно и отвратительно. Идёшь с надеждой  на то, что  будет что-то сказано уму и сердцу, что  будет мысль и будет чувство, ради которых создавался спектакль. И вот – редчайший случай – «Чаадский» говорит с нами о том, что так мучает, и о том, за что так стыдно, и о том, что случилось с его постановщиком, и о том, что случится со всеми нами, если мы останемся молчалиными и репетиловыми.
 Из театра вышла с пониманием того, что состоялся разговор о главном сегодня, что разговор был двусторонним, доверительным и равно интересным. Он не был лёгким, порой от каких-то его эпизодов коробило, что-то вызывало неприятие, но все эти моменты субъективны. Объективно то, что музыкальный театр только ему присущими средствами музыкальной и сценической выразительности высказался о нас сегодняшних жёстко, честно, художественно убедительно и вызвал столь редкое сегодня чувство потрясённости от степени проникновения театра в тебя. То есть ты нечто про себя, про сегодняшнюю Россию знал, а «они» вошли в тебя, поняли это и обнажили перед всеми так, что и ты воспринял это знание как откровение.
Конечно, вернувшись домой, принялась рыться в интернете и много всего «нарыла». В постпремьерной подборке на: http://www.smotr.ru/2016/2016_helikon_chaadsky.htm
собраны рецензии, вышедшие когда режиссёр оказался под следствием, но ещё не под домашним арестом.  «Золотая Маска» прошла только что, и режиссёр получил её за этот спектакль как «Лучший режиссёр в опере». Кроме того, специальную премию жюри получил коллектив "Гоголь-центра" под руководством Кирилла Серебренникова    "За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности". Ещё одну «Маску» получила Алла Демидова за роль Ахматовой в спектакле «Реквием», поставленном на сцене «Гоголь-центра».  Люди театра оказались невероятно едины в поддержке Серебренникова и его сотрудников, но «Чаадский» неопровержимо подтверждает и то, что враги его не отступят, потому что им есть за что его ненавидеть и за что мстить.
Серебренников оказался неправдоподобно прозорлив в своём творчестве: в фильме «Ученик» он пошагово показал, как клерикальный морок опускается на страну (я убеждена, что дело против него – месть церковников). В «Чаадском» он показывает сегодняшний «средний класс», вскормленный и растленный последней четвертью века, и текст Грибоедова в 1 акте, и тексты Чаадаева и Гоголя во втором звучат и нам, и главному герою не подлежащим обжалованию приговором.
В статьях на указанной ссылке всё профессионально и очень подробно разобрано и прокомментировано, а я только делюсь впечатлением, которое оказалось неожиданно сильным и долговременным

No comments: