Пост Татьяны Бетчер из Москвы:
Вторую часть выставки «Из собрания Р.
Бабичева. Ленинград» на афише представляют «Две крестьянки», написанные совершенно мне до этого дня неизвестным Эдуардом Криммером в 1929-1932
годах. Тем, для кого эти даты «говорящие», считать послание художника не
составит труда. Но и тех, кто плохо представляет себе историю России 20 века,
вряд ли обманут яркие цветовые пятна в крестьянских силуэтах и сыто желтеющая
нива. И не только темные овалы вместо лиц и общая отсылка к «Крестьянам»
Малевича, но и будто сломанная над этой же нивой «Жница» тоже Э. Криммера
заставляют не верить в жизнерадостную благодать многоцветия отраженной
реальности.
Вообще, ленинградская часть коллекции Р.
Бабичева – сплошной контраст, ощутимое напряжение разрыва между мечтой и
реальностью в работах одних и тех же художников. Например, «На пляж!» А
Русакова, 1930 и его же «Портрет художника Н. Емельянова в полушубке», 1931. И
это контраст не времен года, не жары и холода, не залитого солнцем дня и ленинградского тумана – это
контраст самоощущения человека в этом мире, уместности и неуместности в нём.
Или работы Татьяны Купервассер: «Религия –
опиум для народа», конец 20-х, и тогда же написанный городской пейзаж
«Автомобиль перед домом». Как будто автор изобразил явную и тайную стороны
одного дня, одного сознания, два состояния человеческой души – явленный
нерассуждающий оптимизм и тайный, все обесценивающий страх. А пейзаж В. Теляковского «Ленинград. Ночь»,
1925 может быть иллюстрацией мандельштамовского
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей…
Хотя пейзаж летний, но желток и дёготь – слишком резкий, слишком
тревожный контраст.
Но конечно, выставка интересна не только тем, насколько многогранно и
полно отразилось время в работах художников, но и открытием новых для многих
имен. Например, Лев Бродаты. Его картина «Телеграмма», 1930 г настолько психологически
реалистична, настолько изобразительно выразительна, что забыть её уже
невозможно.
Ленинградско-петербургский пейзаж - всегда особый сюжет, и в собрании
Бабичева он разворачивается в работах неизвестных мне авторов Н.
Емельянова, Н. Лапшина, В. Гринберга. Лаконичны и в то же время завораживающе
точны по настроению и колориту ленинградские пейзажи Александра Ведерникова и
Александра Русакова. В. Гринберг представлен и как портретист со своим пониманием
индивидуальности портрета, и как автор жанровых сцен. Вообще Р. Бабичев
старается дать нам возможно полное представление о творчестве открытого им
художника, и в этом особая ценность коллекции.
Выставку украшают светящиеся картины Н. Тырсы, тончайшие женские
портреты В. Лебедева, его же акварели и
иллюстрации к детгизовским изданиям Маршака. Особый раздел – графика и
ленинградский эстамп.
Каждый раздел выставки содержательно прокомментирован Н. Плунгян и А.
Струковой.
За это - отдельное спасибо организаторам выставки!
No comments:
Post a Comment