Пост Татьяны Бетчер, Москва:
Российские и особенно московские музеи зажили новой
жизнью. Стремительность происходящих во всех областях жизни изменений заставила
их переосмыслить свою миссию и по-новому сформулировать цели и задачи
деятельности, и, как следствие, искать новые пути взаимодействия с аудиторией.
В частности, стало ясно: недостаточно просто
экспонировать то, что есть, пусть и во всех отношениях замечательное, а нужно
менять угол зрения, показывать в новых ракурсах и создавать новые точки
пересечения.
Такими неожиданными пересечениями стали рядом висящие
«Девушки в черном» Ренуара и «Курсистка» Ярошенко, «Прогулка заключённых» Ван
Гога и «Перед исповедью» Репина, « Мороз в Лувесьенне» Сислея и «Октябрь. Домотканова» Серова,
графические «Дама у окна» Тулуз-Лотрека
и «Портрет Элеоноры Дузе» Репина. Портрет Жанны Самари оказался обрамлённым «Сибирской красавицей»
Сурикова и «Портретом хористки» Коровина, и все три волнующе прекрасны и очень
тонко подчеркивают своеобразие каждого полотна.
Выставка в ГМИИ им. Пушкина «Передвижники и
импрессионисты. На пути в ХХ век» (куратор И.А. Антонова) призвана вписать
живопись передвижников в европейский художественный процесс второй половины 19
века, определить их место и особенности в контексте, прежде всего, французской
живописи этого времени. Конечно, процесс шел однонаправленно: русские французов
знали, видели, изучали, подражали, а французы о русских практически не ведали.
И всё равно это сближение во многом оказывается неожиданным, чрезвычайно
интересным и заставляющим посвежевшим, словно промытым глазом, взглянуть на хрестоматийные
работы русских художников, с детства впечатанные в память блёклыми
репродукциями школьных учебников.
В своё время один из крупнейший советских историков искусства Н. А. Дмитриева (1917–2003) в статье
«Передвижники и импрессионисты» размышляла о формировании во Франции и в России
поколения художников с разным мировоззрением и мироощущением, но воодушевленных
борьбой с академизмом и различными путями пришедших к решению схожих задач.
Именно эта мысль стала идейной основой подготовленной экспозиции, в которую
вошло около 80 работ из разных музеев страны.
Я думаю, что взгляд на правомерность целого ряда
сопоставлений и подсказываемых развеской полотен параллелей может быть оспорен
и вообще спорен, но я благодарна выставке за заново увиденного Репина,
открывшегося совершенно неожиданно в «Даме, опирающейся на стул», да ещё рядом
с «Завтраком на траве» К. Моне, за «Сумерки. Стога» Левитана рядом с «Равнина у
горы Св. Виктории. Вид со стороны Валькро» Сезанна, за «Мальчиков» Серова рядом
с «Семьёй циркачей» Пикассо.
No comments:
Post a Comment