Popular Posts

Sunday, January 28, 2018

Модернизм без манифеста I

Пост Татьяны Бетчер, Москва:

К нашему удивлению и радости 25 лет несоциалистической экономики России материализовались, в числе многого прочего, в появлении нескольких частных музеев изобразительного искусства (и не только в столице) и открытии частных собраний  для широкой публики. 
Только в Москве вслед за Институтом русского реалистического искусства, 2011, (А. Ананьев), открылись: 
Музей Анатолия Зверева, 2013, (Н. Опалева), Музей русского импрессионизма, 2015, (Б. Минц), Музей русского авангарда (МАГМА)  (В. Моше Кантор). И это помимо Центра современного искусства «Гараж» (Р. Абрамович) и Арт-центра «Винзавод» (Р. Проценко). И разместились эти музеи (кроме небольшого Музея АЗ) на месте бывших промзон в прекрасно реконструированных зданиях, где продуманы возможности размещения самых современных экспозиций с использованием всевозможных новейших «примочек», если потребуется.  Это всё очень приятные места с разной экспозиционной политикой, и время от времени я их посещаю с неизменным интересом и  удовольствием.
Вне Москвы В. Вексельберг выставил коллекцию работ Фаберже в Шуваловском дворце С-Петербурга, В. Алекперов создал Международный музей нумизматики,  Е. Ройзман открыл в Екатеринбурге два частных музея – музей Невьянской иконы и музей Уральского наивного искусства, открылись частные художественные музеи в Нижнем Новгороде, Самаре…

Но сейчас мне хочется поделиться впечатлениями о двухчастной выставке «Модернизм без манифеста» из собрания Романа Бабичева, организованной Московским музеем современного искусства (ММОМА).

Большинство художников, работы которых представлены на выставке, конечно, не являются «именами первого ряда», но уровень работ, разнообразие их тематики и художественных манер, стилей дают представление о том, какова была художественная среда, каков был тот «питательный бульон» из которого вырастали «первые». Кроме того, что мы открываем для себя переклички внутри российской живописи, мы явственно видим, как тогда ещё не разделённая уникальная  коллекция новых французских художников, собранная С. И. Щукиным, повлияла на развитие живописи в России, как  Матисс присутствует в повествовании о первом тракторе на Украине, Сезанн в  «Балагане для оладий» Н. Симонович-Ефимовой, а Ренуар в работе В. Тягунова «На причале».

Вторая часть выставки посвящена ленинградским художникам. По сути, это реквием целой художественной эпохе, большинство из создателей которой были физически и морально уничтожены. И тем больше поражает отвага сохранившихся работ, их очевидная внутренняя свобода.

Постепенно нам открываются частные коллекции как творчество и отражение личности коллекционеров. Незаурядность личности Георгия Костаки сохранила для России и мира Второй русский авангард , а такие коллекционеры, как Роман Бабичев, закрывают лакуны в русской «безманифестной» живописи 20 века. Спасибо им!

Вот ссылка на один из материалов о Романе Бабичеве и его коллекции:
http://art-and-houses.ru/2017/08/29/roman-babichev-nastoyashhij-kollektsioner-obyazatelno-shopogolik/

2 comments:

Lyonya said...

Таня, спасибо огромное! Даже по интернету, по нескольким только что прочитанным сайтам и увиденным фотографиям, в том числе и на ФБ, становится понятно, какое колоссальмое событие - эти и выставка, и коллекция Бабичева (наверно даже в бОльшей мере, чем выставка).
Просто атомный взрыв. Ну и Бабичев, какой человек! (Теперь и Зависть вспоминается в другом свете.)

Iosif said...

Спасибо, Таня, очень интересно.
Вот статья, несколько интервью об этой выставке, которую я нашел на ФБ у Лёни М. Спасибо, Лёня.
http://artguide.com/posts/1413
Из многих выступающих размышления Л. Кантор мне показались наиболее содержательными. Немного усложненно написано, но стоит продираться!