Tuesday, October 16, 2012
Klee
Iosif, place it to the Blog, please.
Thank you, Aron
Boston College, Danvil Hall, Sat-Sun 12-5, rest 12-4.
Были на выставке в Бостон Колледж. Интересно, глубоко, умно, необычно. Выставка небольшая по числу работ, но нужно долго вникать в каждую. Понимать легче, если начать с фильма (~40 минут, подвальный этаж).
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
1 comment:
Наконец-то и мы побывали на этой знаменитой выставке.
Как сказал мне служитель, с которым я люблю разговаривать, когда прихожу в этот музей, за 10 лет, что он работает здесь, это - вторая по посещаемости выставка. Первой была выставка Мунка. Правда, перед этим я слышал, как он говорил, что первой была "Еврейские женщины и их Салоны". Он, конечно, кастомизирует свои воспоминания. Но народу было действительно много.
Как всегда на "больших" выставках сопроводительный материал для меня не менее интересен, чем сами картины. И этот случай не был исключением. Большая фотография преподавателей Бахауса, человек 15, где Клее, единственный с сигарой во рту, стоит между Кандинским и Фейнингером (Lyonel Feininger, один из моих с недавних пор любимых художников). Но зато Кандинский стоит на полшага впереди. Биография Клее с замечательными деталями, напомнившая мне чем-то биографию Пастернака. Неожиданные сведения о впечатлении, которое Клее произвел на Хайдеггера и других европейских философов. И большие фотографии комплекса "Центр Клее" в Берне, работы Рензо Пиано - все это было очень интересно само по себе.
Сама же выставка оказалась более камерной, что ли, чем я ожидал. По существу, это выставка графики Клее, что оказалось тоже интересно.
Серия "Канатоходец", протянувшаяся с 1913-го до 1932-го года. Иллюстрации к "Кандиду" Вольтера, сделанные в 1911 году, поразительные по легкости и изяществу. Антинацистские рисунки 1933-го года, в конце которого жена уговорила его эмигрировать, и, наконец, лаконичные и выразительные рисунки последнего года жизни.
У меня есть претензии к куратору выставки, я их записал в книге отзывов. Но претензии незначительные, а выставка - значительная.
На ней, кстати, неожиданно повстречался с героями этого блога. О Клее писал и покупал у него картины Вальтер Бенджамен, о котором Савелий и я писали в отзывах на выставку Гершта. А в 1937 году в Берне Клее навестили Пикассо, Брак и Киршнер, тот самый Пикассо, о котором много говорилось при обсуждении выставки Стайнов и раньше, в многочисленных рецензиях.
Post a Comment