Thursday, October 25, 2012
Ori Gersht
Недавно сходили на выставку художника, о котором раньше я ничего не слышал.
Его зовут Ори Гершт. Это очень необычный художник. Даже слово "художник" к нему применимо с оговорками: он не рисует. Он работает фотоаппаратом, кинокамерой и компьютером. Какое-то представление о нем можно получить по двум коротким фрагментам (~ 40 сек.), выставленным на сайте-приглашении: http://www.mfa.org/exhibitions/ori-gersht
На выставке оба этих клипа длятся 3-4 минуты, и оба, но особенно "Big Bang", произвели на меня сильнейшее впечатление.
Кроме "движущихся" работ на выставке показаны его огромного размера "неподвижные" работы, какие-то сложные манипуляции с фотографиями, когда совершенно на первый взгляд реалистичный "розовый" романтический пейзаж оказывается при подробном рассмотрении абсолютно сюрреалистичным. Портфель, которого здесь не может быть, стоит почему-то меж камней на тропе. Табличка на стене рассказывает - почему, но страшно становится и без рассказа.
И, наконец, 3-4 длинных, минут по 15, фильма, чем-то, может быть, напоминающих Сокурова, до которого я совсем не охотник. Но и тут, по крайней мере, один из них, если бы его сократить минут на 5, поражает очень сильно.
В общем, сильный, интересный художник - Ори Гершт, родившийся в Тель Авиве в 1967 году, ныне проживающий в Лондоне.
Несколько слов о том, чем так задел "Big Bang".
Вначале все выглядит как старинный натюрморт. Небольшая картина в раме. На ней - красивый букет в вазе, разнообразные разноцветные цветы на темно-сером фоне. Возникает звук, какой-то нехороший, как сирена, но ненавязчивый. Усиливается, но тоже не до ужаса. А потом букет взрывается. Бомба, что ли, была подложена в вазу, неважно. Взрывается ко всем чертям. И по всей картине - обломки вазы, ошметки стеблей, лепестки. Все крутится, опадает, такое разноцветное, - и это очень страшно. Звук, кстати, исчезает.
И тут среди этого растерзанного кружения возникает былинка. Она раньше была в букете, такая обыкновенная, никакая длинная травка, которую добавляют, чтобы простота обрамляла разноцветие и разнообразие. И вот - только она и осталась. Чудом неповрежденная, несломанная, она взлетела вверх от взрыва, и теперь медленно опускается, Она уцелела, и она помнит о веселом красивом букете, частью которого была. И мы, пока ее видим, помним.
Свет потом исчезает. Вот что, оказывается, приходит в конце концов. Взрыв, оказывается, еще не конец. Исчезает свет, и тогда уж точно ничего не остается.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
3 comments:
Мы с Иосифом договорились написать о выставке и Иосиф таки написал, а я только сейчас раскачался.
Так уж получилось, что я редко читаю комментарии к картинам, то ли из-за лени, то ли из-за подсознательного нежелания отвлекаться. Почти всегда это не правильное поведение. Эти знания из комментариев позволяют по-новому увидеть картину и заметить, то, что раньше не заметил. Тем более, так было на этой выставке, где я, к тому же, ничего не знал ни о художнике, ни о тематике. Представленные короткие фильмы связаны с очень конкретными и страшными эпизодами Холокоста, но, быть может, будет интересно, что увидел я, не знающий об этих связях.
Вначале был «The Forest». Подает дерево, как умирает человек. И с разных точек эта смерть видится по разному. Иногда это падение с грохотом, иногда тихое и незаметное, иногда тихое вначале заканчивается шумом в конце, иногда наоборот.
Картину кончилась и я попал на фильм о человеке, который одиноко бредет по дороге жизни. Вокруг сменяются красоты и завораживающие катострофы, меняются времена года и ландшафты, а он все бредет, не видя ничего, кроме грязной, тяжелой и бессмысленной дороги, а потом все, он исчезает, Фильм затянут, как затянута жизнь. И наконец третий фильм. Старая женщина вспоминает о тяжелых событиях в жизни. Только небольшие движения головы и плеч передают всю скорбь, а бедный зимний пейзаж стоит как символ старости.
Вот такие бывают рассхождения между тем, что хотел художник и тем, что увидел один из зрителей.
Для тех, кто не видел эту выставку: Кричите Ура.
Она, оказывается, закрывается только 6-го января.
Оглядываясь на выставки 2012 года (всего 4, но какие! Коллекция Стайнов, Портрет Ренессанса, Клее, Гершт), вижу, что эта выставка не уступает ни одной из них.
С наступающим Новым Годом!
Post a Comment