Wednesday, April 4, 2012
Портрет Ренессанса от Донателло до Беллини
Побывали на замечательной выставке в Мете: "Портрет Ренессанса от Донателло до Беллини". Время с конца 14-го до конца 15-го веков. Из личных открытий - как трудно переходили от портретов в профиль к портретам в фас и три четверти. Даже о знаменитом Луврском парном портрете дедушки с внуком Доменико Гирландайо сказано в комментарии, что комбинация портретов в фас и 3/4 в одной картине была новаторской для того (1490) времени. Тем большее впечатление производит портрет монаха, сделанный Фра Анжело в 1448 году мелками на бумаге, в 3/4, поразительно живой, с "окончательным мастерством", т.е. естественнее и проникновеннее невозможно. Я долго стоял около него, объясняя сам себе: "Гений - он гений и есть. Ему хоть красками, хоть мелками, хоть в профиль, хоть в 3/4". И чувствуя личную благодарность королеве Елизавете, разрешившей снять у себя со стены этот шедевр и послать его на выставку.
Другое открытие - семейство Медичи. Их портреты занимают целый зал. От портрета Козимо (1460) до посмертной маски Лоренцо (1492) - сильные глубокие лица. И ведь видел же раньше! Но в том-то и есть неожиданный "побочный" эффект хорошей выставки. Даже виденные раньше по отдельности картины, когда они продуманно собраны вместе, освещаются друг от друга новым светом и приобретают новый смысл.
Замечательный, не уступающий Анжело, портрет работы Андрео Мантеньи, тоже мелом на бумаге.
И, наконец, надо всеми - Мемлинг.
Его портреты "заслуженно" венчают выставку, предвосхищая и не уступая никому из великих итальянцев начала 1500-х. Интересный комментарий к одному из портретов: эту работу знали в Италии, потому что изображенный на ней молодой флорентийский купец, бывший по делам во Фландрии, привез свой портрет домой. И "все" ходили смотреть.
Замечательная выставка!
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment