Эти непонятные слова — название последнего фильма Мартина Макдонаха с его любимыми актёрами Колин Фаррелл и Брендан Глисон.
Банши - на ирландском - лесные феи, предсказывающие смерть; Инишерин - название острова. Получается: Феи острова Инишерин. Уже совсем не так загадочно и необычно. Мне показалось, что Мартин Макдонах сделал это странное для неирландского уха словосочетание, вынесенное в название фильма, ключом к его идее: все войны начинаются в головах самых обычных людей.
Гражданская война в Ирландии 1922-23 гг присутствует в фильме далёким фоном. События происходят на небольшом острове, где никто ничего не хочет знать о ней, а уж тем более как- то в ней участвовать. На первом плане двое бывших друзей. Старший в одночасье решил, что младший ему больше не нужен. Младший отказывается принять разрыв дружбы и в своём стремлении вернуть потерянное идёт до конца.
Так же, как и первый фильм Макдонаха с этими актёрами «Залечь на дно в Брюгге» (2008), это многослойное повествование при предельной простоте сюжета и внешней однозначности персонажей.
Почему фильмы М. Макдонаха (+ к названным «Семь психопатов» (2012) и «Три билборда на границе…»(2017)) заставляют так напряженно их переживать, а потом долго по поводу их размышлять?
Конечно, тонко проработанный им написанный сценарий. Конечно, точная работа режиссёра, сформулировавшего «месседж», конечно, великолепный актёрский ансамбль. И актуальность. «Банши Инишерина» я смотрела как фильм- иносказание о нас, т.е. о России и Украине, о россиянах.
Возможно, после последней фразы кто- то решит отказаться от просмотра. Не надо. Это я так поняла. Вы, скорее всего, увидите в нём другое, возможно, более близкое замыслу и мысли режиссёра. Это трудный фильм, но он делает нас лучше.
4 comments:
Посмотрели этот интересный фильм.
Размышляя над ним пару дней, пришел к мысли, что он, возможно, сделан вот этой набирающей силу аппликацией, которая по заказу пишет стихи, рисует картины, доказывает теоремы и отвечает на любые вопросы. Во всех ответах возможны ошибки, но - "я не волшебник, я еще только учусь."
В этом фильме красивые пейзажи, хорошие диалоги. Фильм сделан с большой долей абсурда, то есть говорить, что так в жизни не бывает - совершенно бессмысленно, он не про жизнь сделан. Но ведь абсурд абсурду рознь. В абсурде Хармса жизни больше, чем в во всем современном ему соцреализме.
А в этом фильме жизни нет совсем. Как я прочитал в одной рецензии, написанной журналистом-ирландцем, - это даже и не Ирландия. Пейзажи, характеры - клише, так привыкли иностранцы представлять себе Ирландию. В фильме есть важная серьезная тема - жизнь коротка, и если ты хочешь сделать что-то для Вечности, надо чем-то жертвовать. И если ради этого надо перестать быть nice - надо перестать. Из этой темы в фильме сделан кровавый винигрет из отрубленных пальцев, подавившегося ослика и Гражданской войны.
И абсурд крепчает к концу, и диалоги теряют всякий смысл - аппликация начинает сбоить.
Ну и что я опять не понял?!
Комментарий О.Футер
Я поняла фильм как притчу, притчу о войне и о ее бессмысленности. О том что из войны нельзя выйти ‘сухим’, что в ней нет победителей, что она делает инвалидами всех и каждого, не важно физически или морально, но все равно инвалидами. Что война отбирает у тебя все самое дорогое что у тебя есть - здоровье, любимое дело, дом, любимого человека или еще кого то к кому ты привязан. Вот так я поняла этот фильм и только так мне кажется можно принять отрезанные пальцы - это вопиющая бессмысленность войны.
О художественных достоинствах фильма можно говорить долго - потрясающая кинематография, ирландская музыка, лаконичные и на первый взгляд простоватые, но очень значительные диалоги, потрясающая игра всего ансамбля актеров, но особенно исполнителей двух главных ролей. Кстати в жизни они близкие друзья, и старший еще и музыкант и композитор - песенка кот. он сочиняет в фильме, на самом деле его сочинение.
Есть очень содержательная рецензия на этот фильм Антона Долина. Сейчас найду.
Оле было некогда найти ссылку на рецензию Долина. А вот цитата из нее, с которой я совершенно согласен.
''Так что перед нами — фильм о бескомпромиссности и радикализме в искусстве, требующем жертв и от автора, и от его аудитории. А еще об одиночестве, обязательном условии для рождения шедевра. Как было сказано когда-то, каждый человек — остров.''
https://meduza.io/feature/2022/09/07/venetsiya-2022-banshi-inisherina-martina-makdony
Наткнулся сегодня на прекрасную фразу Венечки Ерофеева: "Мне с тобой пить не о чем"
Вот о чем для меня этот фильм.
Post a Comment