Пост Т.Бетчер (Москва)
На фильм «Большая поэзия» я пошла потому, что более несовместных явлений, чем поэзия и сегодняшняя Россия, трудно себе представить. Пошла, чтобы узнать (или понять) где, в чём сегодня можно открыть поэзию, да ещё «большую».
Это второй режиссёрский фильм сценариста Александра Лунгина, сына режиссёра Павла Лунгина, внука Семёна Лунгина, одного из авторов сценария незабываемого «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» и Лилианы Лунгиной, подарившей всем нам не только Карлсона, но и почти всю Астрид Линдгрен с её всевозрастным юмором и тончайшей печалью. Мне кажется, эта генеалогия важна для понимания героев фильма Лунгина-младшего, того, что хотел сказать о них автор сценария и режиссёр Александр Лунгин.
Главные герои фильма «Большая поэзия», Виктор и Лёха, родившиеся в начале 90-х, и их старшие товарищи, родившиеся лет на 20-25 раньше, без сомнения, хохотали над фильмом «Добро пожаловать» и все смотрели очаровательный мультик, в котором Малыш и Карлсон так смешно говорят словами и интонациями бабушки режиссёра. Но не воспоминания детства объединяют действующих лиц, а участие в первой чеченской войне, затем в российско-украинском конфликте. Именно этот факт биографии объясняет и пост главы службы безопасности банка, и работу в частном охранном агентстве. Именно этот факт биографии лишает бывших солдат и их командиров возможности спокойно и достойно жить, выхолащивает их жизни, и они существуют в пустоте, не зная, чем её наполнить. Виктор пытается наполнить поэзией, тяга к которой возникла неожиданно для него самого.
События фильма происходят в ближнем Подмосковье, которое с недавнего времени называется «новая Москва». Это районы на месте бывших свалок, мусорных полигонов, застроенные новыми 30- 40-этажными домами, с неким подобием благоустройства, безликие, неодушевлённые, заселённые гастарбайтерами из среднеазиатских стран (бывших республик СССР) и люмпенами, вроде Виктора и Лёхи.
А. Лунгин не зря получил приз Кинотавра как лучший режиссёр: это, действительно, блестящая режиссёрская работа во всех отношениях. Где-то я прочла, что на съёмках фильма «Братство» о последних днях афганской войны Александр работал ассистентом режиссёра у отца. Почему-то мне кажется, что своим фильмом Лунгин-младший решил сказать об отработанных войной людях то, что не решился (или не смог) сказать отец. И высказывание это получилось очень жёстким и очень честным.
И исполнители главных ролей - Александр Кузнецов и Алексей Филимонов – оба были названы лучшими актёрами за Виктора и Лёху, потому что не верить им невозможно, не получается. Как не получается их оправдывать и любить. Мы можем только стараться их понять, но и принять не можем.
Мне трудно говорить об этом фильме, потому что он весь для тех, «кто понимает», то есть живёт в этой сегодняшней стране. Было бы легче отвечать на вопросы посмотревших, чем писать анонс.
В современном российском кинематографе мне важно увидеть, как он отражает сегодняшнюю российскую реальность, отрефлексировать с его помощью своё понимание происходящего. И «Большая поэзия», как мне кажется, самый не только честный, но и глубокий, и горький фильм о народной России. О «народной» - то есть об абсолютном большинстве людей, живущих сегодня на российской территории.
И поэзия в фильме, конечно же, есть. А эпитет «большая» можно понимать по-разному…
Monday, December 23, 2019
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment