Popular Posts

Wednesday, January 16, 2019

Дом, который построил Джек (2018) Ларс фон Триер

Пост Т.Бетчер (Москва)
Я видела не так много фильмов Ларса фон Триера. Каждый – «Рассекая волны», «Догвиль», «Танцующая в темноте», «Меланхолия» - производил сильнейшее впечатление. Эти впечатления всегда были  переживаниями и переживаниями тягостными. Пожалуй, самое художественно цельное и глубокое впечатление оставила «Меланхолия». Мысль о том, что жизнь не может быть пассивным ожиданием глобальной катастрофы, а должна наполняться созиданием, пусть даже нелепым в контексте светопреставления, мне очень близка. И вот «Дом, который построил Джек». Страшное-престрашное кино про серийного убийцу-маньяка. Можно сюжет увидеть именно так: везучесть и безнаказанность окончательно расшатывают больную психику  и кровожадные инстинкты героя (невероятно сильный и убедительный образ   Джека создан Мэттом Дилланом) и ведут его прямиком в ад. А можно, мне кажется, увидеть во всей этой кровавой фантасмагории аллегорию истории человечества, одновременно создающего величайшие произведения искусства и творящего немыслимые злодеяния. К этой мысли подталкивают и явственно выраженная автором ирония, и эффект отстранения, и постоянные обращения к художественным полотнам и «Божественной комедии» Данте, и хроника пианистических экзерсисов Глена Гульда, самого загадочного пианиста 20 века, и, наконец, образ дома, который так и не построил Джек. Вообще, размышления о том, что есть совершенство и что происходит с личностью (и с обществом), сделавшей своей целью достижение совершенства в чем-либо любой ценой, – очень «триеровское» размышление.
Наверное, нужно быть очень большим эстетом, чтобы получить от этого фильма удовольствие как от классно сделанного фильма всегда неожиданного режиссёра, но как художественное воплощение современной гуманитарной мысли «Дом, который построил Джек» - очень интересное кино.

2 comments:

Iosif said...

Posted by Lena:
Триер всегда ставит фильмы-экзамены, проверяет крайности, мелких тем он не берет. Катастрофа - так глобальная, Нимфомания - так окончательная. Что еще можно проверить? Сериального или серийного убийцу. Непонятно что принято, ругать или хвалить новый фильм Триера. Немного скучноват, это да. Высоколоб. С цитатам из своего творчества. Гленн Гульд настойчиво показывает герою, как надо добиваться совершенства, если тебе уж так хочется его добиться. Примеры готической архитектуры намекают на то, как люди могут гениально использовать доступный им материал, чтобы построить крепкое высокое сооружение, и к тому же красивое. Убрать монотонные сцены убийств, герой фильма все-таки убил 60 человек, что остается? Беспокойная жизнь режиссера нарциссиста-социопата. Конец получился смешной, как и начало с Умой Турман. Верж - Вергилий сопровождает вульгарного фальшивого Данте в Ад буквально, не на прогулку. Поделом ему, ничего не построил хорошего, убухал энергию на беготню.
Я люблю фильм Центропа - один из первых фильмов Триера. Там он играет еврея, который дает показания в пользу одного из владельцев или руководителей железной дороги после войны. Тогда Триер думал, что он еврей. Потом он сказал, что понимает Гитлера, правда объяснил это своим чувством юмора. Его даже исключили откуда-то, но потом снова включили, как того директора из Центропы. Работать кому-то надо. А так всех исключишь.... Узнала новое слово katabasis - спуск, исход. И как делают сладкое вино. Я не знала о плесени. Но плесенью нас не запугаешь. Кстати, у нас в подвале есть такое вино, оно сделано из винограда, который прошел необычные мытарства. Называется "Кафка в подполье", ему еще надо там находиться несколько лет.

Lena said...

Ума Турман мне показалась обескураженной своей сценой, то что называется this awkward moment. На ее лице я прочитала, ну ладно, что делать, гениальный режиссер, может пронесет.