Пост Т.Бетчер (Москва).
Когда видишь в названии фильма словосочетание «Счастливый Лазарь», неминуемо вспоминаешь новозаветных Лазарей и невозможно не подумать о связанных с этими образами чудесах. Видимо поэтому российские прокатчики заменили оригинальное имя героя- Лаззаро - на привычное православному взгляду и уху Лазаря. В общем, если бы не каннская «Золотая ветвь» за сценарий, я бы на этот фильм (« Lazzaro felice», 2018) не пошла, но «Ветвь» - убедительный аргумент, и я пошла, посмотрела и очень рада этому.
Пока шёл фильм, не оставляло чувство, что вот именно с этой, сдержанно-чувственной, поэтизацией бедной сельской жизни глубинной Италии я уже встречалась: уже видела лица этих крестьян, мне уже знакомы интонация и ритм фильма, близки, узнаваемы как вдруг услышанная знакомая мелодия, автора и название которой знала, но забыла и не могу вспомнить.
Всё помнит за нас интернет. Режиссёр и автор сценария Аличе Рорвахер. Прекрасная молодая Аличе, которая сняла в 2014 фильм «Чудеса» и получила за них в Каннах «Гран-При». Тоже об итальянской глубинке, тоже о столкновении мира изолированного, застывшего, патриархального с миром сегодняшним, жестким, прагматичным, спекулятивным. Всё сошлось: лица актёров, перешедших в новый фильм, неторопливость, размеренность крестьянских жестов, будничность человеческого общения только по необходимости; дрожащий воздух и пронизывающий его солнечный свет; тонкая, сдержанная красота каждого сельского кадра, слитность всех составляющих каждого отдельного образа и фильма в целом.
«Счастливый Лазарь» без контекста «Чудес» был понят и прочувствован мною как «Антоновские яблоки» Бунина - прощание с невозвратно уходящей (ушедшей?) в прошлое патриархальной идиллией. В фильме – это деревенская Италия, о которой мы имеем некоторое представление по итальянским сказкам, житиям итальянских святых и фильмам раннего неореализма. Это Италия «бедных, но чистых душой и сердцем людей». Это жизнь, в которой главное – забота о земле и хлебе насущном. Жизнь в своих первоосновах, в которой всё понятно. Извне в этот мир приходит только зло.
Когда рядом оказываются два фильма, понимаешь, что круг размышлений и переживаний Аличе Ротвахер значительно шире и глубже, чем печально-поэтические проводы «уходящей натуры». Погружая нас в мир, где реальность, сказка, фантастика взаимопроницаемы, а время неопределённо, но узнаваемо, рассказывая свои истории-притчи, она приобщает нас к размышлениям о состоянии души современного человека, о роли извечного в нашем самоощущении и миропонимании, о том, почему современная цивилизация так разрушительно воздействует на евангельскую систему ценностей. Она много о чём размышляет сама и ведёт за собой нас, но всё в её фильмах так живо, необычно, так красиво и поэтично, так волшебно и правдиво, что и самые невесёлые размышления в радость.
Wednesday, December 26, 2018
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment