Новый фильм А. Смирновой возвращает нас на 150 лет назад, в 1866 год, когда в России начались кардинальные реформы всего, когда Льву Толстому 38 лет, когда он верит, что Россию можно просветить и очеловечить, были бы энергия и добрая воля. А. Смирнова снова заставляет нас соотнести историю становления человеческой личности, личной системы ценностей с законами государства, с принятыми представлениями о месте и значимости человеческой жизни и личности в сознании отдельных людей, в обществе, в армии, в государстве.
Фильм рассказывает историю, даже не историю, а истории, происходящие одновременно, но в разных жизненных пространствах. Вроде бы не пересекаясь, эти событийные линии неким образом высвечивают нечто очень важное в характерах героев. Важное для развития другой, параллельной истории, для нашего понимания того, как неодномерен, противоречив, драматичен, а то и трагичен путь от слова к поступку, от умозрительной идеи к принятию решения, от свободы безответственности к несвободе ответственности.
Фильм великолепно снят, композиционно строен, ритмичен и логичен. В нём органично слиты поэтичность и прозаичность, выверены контрасты и рефрены, он весь как весы, чаши которых колеблются, но сохраняют это неустойчивое равновесие. И только в последних эпизодах мера трагического перевешивает, но не столько в происходящем, сколько в нашем понимании его.Конечно, для Смирновой, а значит и для нас, это мучительное размышление о том, почему в России жизнь человека так малоценна. Конечно, фильм о нас сегодняшних, о современности.
Проекция на полтора века назад не отдаляет, а приближает неизбывный российский конфликт между государственным патриотизмом и живым патриотическим чувством конкретного человека; между уставным армейским долгом и чувством справедливости; между жаждой честного самоотверженного служения отечеству и равнодушием отечества к своим гражданам. И этот конфликт становится трагическим, когда из умозрительного превращается реальную жизненную ситуацию.
В фильме нет ни одного выпрямленного, однозначного образа. Каждый представлен в нескольких измерениях и эти измерения равнозначимы, равновесны. Автор, зритель – каждый для себя должны решать, какая человеческая ипостась является для него определяющей.
В фильме упомянут рассказ "Разжалованный", один из «Кавказских рассказов» Толстого. Его герой - писарь, но прапорщик Стасюлевич в фильме говорит Толстому: "Вы меня в рассказе "Разжалованный" описали". Именно он стал для меня главным героем фильма, его самой трагической фигурой. Его судьба, его подспудная вера в человека и отчаяние до самоубийства. Он - олицетворение многих российских поколений, тешивших себя либеральными иллюзиями, в том числе и нашего.
Можно много говорить о каждой линии, но все вместе они стали «лироэпическим» киноразмышлением о стране, о нас.
Нет приговора, нет печати, нет выводов - есть размышление и чувство, горькое, тревожное, остро современное, "на разрыв аорты".
Очень интересное интервью: https://rtvi.com/na-troikh/na-troih-avdotya-smirnova/
No comments:
Post a Comment