Т.Бетчер (Москва):
Когда лето закончилось, я, преодолев
трехмесячное внутреннее сопротивление, решила посмотреть это «Лето» и … как же
здорово, что я его посмотрела! И как я благодарна лично Кириллу Серебренникову,
что он снял этот фильм, а его команда завершила работу и представила фильм в
Каннах, когда Серебренников уже более полугода как сидел под домашним арестом!
Для меня этот фильм замыкает своеобразную
трилогию «творец и его время»: «Хармс» - «Довлатов» и вот «Лето» (Майк
Науменко, В. Цой, Б. Гребенщиков – ранний русский рок). 30-ые -70-ые-80-ые.
Если в первых двух фильмах главное – абсурд, выморочность и непроглядно серая скука советской эпохи, а
творец вязнет в этом, как муха в паутине, то Серебренников рассказал про
энергию разрыва и прорыва этой паутины. Все фильмы сделаны с тщательнейшим
вниманием к предметному миру времени, скрупулезнейше воссозданы костюмы и интерьеры, кастрюли и
керосинки, этикетки на бутылках и обшарпанность лестниц, но в первых двух – это
всё та же паутина, а у Серебренникова – та почва, тот сор, из которого
вырастает воля к свободному самовыражению. В первых двух героев не устраивает
всё вокруг, но чего они хотят, что могут, они понимают смутно, а то и не
понимают, спутанные по рукам и ногам страхом, запретами, цензурой. Герои
Серебренникова знают, чего хотят и делают то, что хотят, мало заботясь о том,
чтобы нравиться власти. Это фильм об идеализме молодости, о её энергии и
созидательной силе, о вере в себя и в любовь, о товариществе и сотворчестве, о
невозвратно ушедшей эпохе раннего русского рока, не знающего товарно-денежных
отношений и хапужной корысти.
К. Серебренников сразу отказался от претензий
на документальность и биографичность, это не байопик и не мемуары, это его чувствование, ощущение и
понимание начала 80-х и, по-моему, очень точное. В фильме органично и органичны
всё и все. За саундтрек фильм получил
специальный приз в Каннах. Думаю, не только как знак солидарности с режиссёром.
Замечательная операторская работа В. Опельянца
( «Довлатова» тоже он снимал) погрузила меня в мир 80-х, такой
узнаваемы, такой памятный, такой скудный и всё равно замечательный, потому что
это время нашей молодости. Вообще контраст между скудостью материальной жизни и
интенсивностью творческого поиска - важнейшая
линия в фильме и, возможно, вызов сегодняшней молодёжи, слишком озабоченной
материальным благополучием.
Несколько дней назад вышел документальный фильм
«После лета», видимо, задуманный авторами как послесловие. А я бы его
показывала перед «Летом». Но в любом случае его тоже стоит посмотреть.
No comments:
Post a Comment