Архип Иванович Куинджи – вполне академическое и хрестоматийное имя.
Кто из учившихся в советской школе не помнит в учебнике русского языка 6 класса репродукцию его «Берёзовой рощи»? В 5-м была «Золотая осень» Левитана для сочинения по картине, а в 6-м – Куинджи как, видимо, более сложный. А ещё мы, специально не изучавшие русскую живопись, помним «Лунную ночь над Днепром» и…. и, в общем-то, всё…. Или почти всё.На открывшейся 6 октября в Третьяковской галерее выставке, приуроченной к 175-летию со дня рождения художника (точные дата и год под вопросом), представлено около 200 !!! законченных и незаконченных картин, авторских вариантов, эскизов. Последний раз Третьяковка масштабно представляла художника в 1992 году, а Русский музей, куда передано наследие художника из Общества Куинджи, в 2007. Однако нынешняя выставка, собравшая его работы, разбросанные по самым разным музеям от Карелии до Баку, от Симферополя до США, уникальна. Она действительно открывает незнакомого, неизвестного и абсолютного новатора в русской живописи Архипа Куинджи. Биографический факт, что уже признанный и авторитетный художник с 1882 года перестал выставляться и до самой смерти в 1910 году не представил широкой публике ни одной своей работы, сам по себе известен. А вот что А. Куинджи писал в затворничестве, над чем неустанно работал почти 30 лет, мы увидели только сейчас.
Экспозиция размещена в Инженерном корпусе Третьяковки на 2-х этажах. Сначала мы смотрим то, что знаем: «Берёзовую рощу» и её варианты и эскизы (движение света, прорисовка стволов, тонировка, композиционные смещения), «Лунную ночь» - авторские варианты, эскизы, колорит то тёмно-зелёный, то тёмно-коричневый, луна зеленоватая или более серебристая … Работы маслом на бумаге, наклеенной на холст, на холсте, наклеенном на картон, просто маслом на холсте... Интересно, мастерски, но ничего необычного. Вот и великолепная «Сосна», истекающая на солнце желто-оранжевой смолой, и буквально горящая этими солнечными красками в контрасте с зеленью хвои и синью неба, только подтверждает заслуженность славы Куинджи как виртуозного колориста.
И вот после этого всего поднимаемся этажом выше, а там…А там, если убрать таблички и забыть, чья это выставка, мы видим все живописные направления, все колористические искания европейских художников рубежа 19-20 веков и вплоть до середины 20 века. Такое впечатление, что Куинджи, захваченный самим процессом живописных экспериментов и открытий, не рассчитывая на понимание коллег и публики, утаил эти работы от современников в ожидании будущего зрителя и ценителя. Нельзя отрешиться от мысли, что эти холсты он писал для нас, своих праправнуков.Мы, сегодняшние, имеющие опыт общения с К. Моне и Сезанном, Ван Гогом и Гогеном, М. Ларионовым и М. Ротко, и многими более поздними художниками, можем понять, как далеко опередил Куинджи ровесников и современников в своём понимании и видении живописи. В своих работах 1890-х -1900-х годов он настолько неожиданен, непредсказуем и, главное, отважен,что покидаешь залы с блуждающей в глазах и на лице улыбкой, как после встречи с радостно поразившим тебя человеком.
Пост Иосифа (Бостон):
Первое, что меня поразило, когда я подошел к Третьяковке, - две большие очереди.
Одна - те, кто купили билеты онлайн и ждали начала своего сеанса, а другая - те, кто хотели купить билеты в кассе.
Было утро буднего дня. Выставка шла уже более двух недель.
Я знал о Куинджи то же, что и все. Где-то читал, что эффект "Лунной ночи на Днепре" был небывалым. Чуть ли не впервые в России это была выставка одной картины, и люди шли и шли.
Эта картина произвела и на меня самое сильное впечатление из всего, что я увидел на этой выставке. После ранних почти любительских работ эта картина - как взрыв, внезапна и неожиданна. Ее не описать, да и "содержание" картины известно. Ее высоту и бескрайность надо видеть. Картину можно долго разглядывать и находить новые детали. Потому что необыкновенная яркость луны делает почти невидимыми костер на одном берегу и костер на другом, и свет в одном из окошек хаты.
Тем более, что сам художник тоже находится где-то очень высоко. Он, я думаю, летал во сне, и, проснувшись, кидался к холсту нарисовать то, что увидел. Специалисты пишут, что он использовал краски с асфальтовой основой, чтобы как можно точнее передать все световые оттенки. И эти краски оказались непрочными. И то, что мы сейчас видим, не совсем то, что видели посетители в 1880-м. Да еще великий князь Константин Константинович, который не торгуясь купил картину за неслыханную тогда цену, 5,000 рублей, взял ее с собой в многомесячное кругосветное путешествие, хотя его предупреждали, что это плохо скажется на картине.
Все это очень грустно. Как бы не поблекли краски Моны Лизы. ее улыбка осталась такой, как при Леонардо. А лунная дорожка на воде? А мерцание костра на другом берегу? А что-то еще, что сейчас вообще исчезло? Но ощущение, что стоишь перед гениальной картиной, автор которой "смотрел не отсюда" (Д.Быков), осталось.
Он сделал как минимум 3 копии "Лунной ночи". Они тоже есть на выставке, и насколько это не то, что он видел, летая!
Он прожил еще 30 лет. Не спился, разбогател. Много работал, написал замечательную картину "Ночное" (1905-1908), тоже полную простора и рассветного светлеющего неба.
Его поиски после "Лунной ночи" остались (для меня) именно поисками. Много незаконченных работ, много зарисовок, как бы набросков к будущим, нереализованным замыслам.
Для меня он остался автором одной гениальной картины. Мне очень повезло, что я ее увидел.
3 comments:
Иосиф ,я в свое время был поражен , увидев большую картину Куинджи в Нью-Йорке в музее Метрополитен ..https://ru.wikipedia.org/.../%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0...
Вот подробная ссылка с сайта МЕТ..Но в каком зале - не указано..И я не помню уже..Это было10 лет назад, в первый наш приезд в США..https://www.metmuseum.org/art/collection/search/436833
Post a Comment