Я дважды пытался не увидеть этот спектакль.
После того, как прочел, что спектакль очень современный, непростой, в нем Татьяна по сцене с кроватью скачет, я не пошел на "живой спектакль", который этим летом привезли в Бостон. Впечатлений после спектакля не слышал - и забыл о нем.
Осенью спектаклем театра Вахтангова "Евгений Онегин" открылась в кино серия "Спектакли русского театра".
Посмотрел оба трейлера спектакля на ютюбе и окончательно понял, что не пойду. (Какая, оказывается, гадость эти трейлеры!) И не пошел в первый день. А все пошли. И, не вдаваясь в детали, просто сказали, что такое пропустить нельзя.
И я пошел во второй день.
Я благодарен друзьям, вытолкнувшим меня, и я согласен с ними - я бы многое потерял, если бы не пошел.
Со времени додинского "Жизнь и судьба", виденного семь лет назад, я не видел спектакля, где что-то так сильно понравилось и так сильно не понравилось.
Татьяна действительно скачет с кроватью по сцене, и мне это было тяжело и неприятно видеть. Проходящая через весь спектакль линия придуманной учительницы танцев, говорящей на французском, умирающей в центре сцены, перед тем, как появляется чучело медведя, с которым Татьяна начинает свой странный вальс, чем спектакль и заканчивается, - эта линия со всеми ее многочисленными символами, на мой взгляд, чужда роману. И зайка слишком долго скачет перед возком Лариных. И сон Татьяны поставлен абсолютно невыразительно. И письмо Татьяны - зачем оно как бы нечаянно порвано девушками и кое-как потом сложено, - зачем?! У Пушкина-то оно сохранилось, он-то берег его "свято". Зачем вставлено "пафосное" стихотворение о поэте, рожденном для "звуков сладких и молитв"? Зачем выброшены многие важные части текста, зато день рождения Татьяны растянут до бесконечности? И самое, может быть, главное, что не понравилось - почему Татьяна взревывает в конце своей отповеди Онегину: "...и буду век ему верна" и ставит три (3) восклицательных знака, когда у Пушкина нет ни одного? Звучит, надо сказать, очень современно, с истерическим надрывом. Вообще вся финальная сцена настолько живее и драматичней у Пушкина! Хотя медведь Пушкину для финала не понадобился!
И при всем при этом, нет, несмотря на все это - незабываемый, яркий спектакль!
Прежде всего - текст. Как они читают, то есть говорят! Онегин- старший, Ленский, гусар, читающий от автора, - они говорят живыми интонациями, но понимая, какое сокровище им досталось. Так говорил Высоцкий в Дон Жуане у Швейцера.
И лица. Прежде всего, - лицо Татьяны. Она говорит мало, и там, где говорит, это не производит впечатления. Но когда она молчит, на своем ли безумном дне рождения, или, особенно, во время посещения онегинского кабинета, не жалко непроизнесенных пушкинских строк. Она их сыграла молча.
И лица Онегина-старшего и Онегина-младшего, и Ленского, и все время выпимши гусара, и мужа Татьяны, и обоих родителей, и, конечно, Оленьки. Все они - такие точные попадания, такие выразительные в своей пластике. Сегодняшние - и при этом оттуда, это было редкое, неотпускающее впечатление.
И музыка - такое же действующее лицо спектакля, как и актеры. Конечно, Чайковский. Но - такой же Чайковский, как то что мы видим - Пушкин. Музыка и спектакль очень подходят друг к другу.
И, наконец, режиссер. Переполненность спектакля его фантазией приносит в результате незабываемые эпизоды.
Ярчайшие для меня - танец Онегина с Ольгой. И знакомство Татьяны с книгами Онегина. И гениальная сцена, в которой генерал и Таня едят варенье из банки.
Как это придумано! Как сыграно!
Этот спектакль надо видеть.
Вот линк, он долго еще будет идти то тут, то там.
http://www.stagerussia.com/map-eugene-onegin
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment