Popular Posts

Friday, October 21, 2016

Застава Ильича (1963) Марлен Хуциев

Пришли в кинозал, чтобы встретиться с Хуциевым. Он не приехал, причем было подчеркнуто, что НЕ по состоянию здоровья или проблем с визой. Он снимает новый фильм! До 120-ти!
Ну и, конечно, чтобы познакомиться с фильмом, о котором столько слышали. Видели "Мне 20 лет", но знали, что это сильно укороченная цензурой версия.
Было очень интересно - фильм мастерски сделан. Звук шагов, свет и тени, поток жизни.
Но когда трехчасовой фильм закончился, мое главное ощущение было - какой это советский фильм! Восторженно советский, с Лениным в голове режисера и на полке в коммуналке главного героя. Мне сталала более понятна атмосфера "оттепели".
Этот добротный итальянский неореализм на советской почве перегружен идеологическими сверхзадачами, Интернационалом, "комиссарами в пыльных шлемах" и почетным караулом у Мавзолея.
Нет сомнений, что фильм делался искренне, не думая, что пропустят, а что - нет, и фильм получился очень преданным, очень правильным. Но тупая, злобная, пожирающая своих детей власть не могла терпеть ничего талантливого, как бы талант ни был ей предан.
Фильм сохранил многие черты времени и придумал несуществующие, например, встречу с поэтами в Политехническом. Oна вся, от начала до конца - поставлена! Но благодаря ей мы знаем, как выглядели они все в начале 60-х.
Прав, как всегда, Окуджава:  "Ничего, что мы чужие, вы рисуйте. Я потом, что непонятно, объясню".

Мне показался интересным вот этот документальный фильм-разговор о "Заставе" с Хуциевым и актерами.
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/57845

1 comment:

Iosif said...

Таня из Москвы:
"Заставу Ильича", именно этот фильм я посмотрела уже много лет назад, а последний раз не так давно его снова показывали по ТВ, наверное, к прошлогоднему юбилею Хуциева. Ты совершенно справедливо замечаешь, что это фильм "с Лениным в сердце" и по-шестидесятнически идеологически перегруженный. Очень возвышенно романтический фильм! И тем поразительнее "Июльский дождь", снятый двумя с половиной годами позже. Фильм о том, как все эти шестидесятнические иллюзии, надежды, устремления заболтаны, распылены, растолканы по углам и просто похоронены самой реальностью советской жизни. Из внутренних опор в "Июльском дожде" остаётся только война, победа в войне. А как снят тоже черно-белый "Июльский дождь"! Какие там портреты! А как галька шуршит с сцене на пляже! "Был месяц май", 1970, тоже черно-белый и тоже об этом. А в цветном "Послесловии", 1983, едва ли не единственном в советском кино фильме-диалоге, внутренняя опора - только дух человека. Там играют Плятт и Мягков. Опустошенный, измельчавший, насквозь конъюнктурный герой Мягкова и жизнелюб, романтик, интеллигент герой Плятта. И способ съемки в этом фильме, и простецкая цветовая пестрота - всё о случайности и необязательности этой жизни, её вымороченности. Это пронзительно печальный фильм, сделанный как завещание, как последний задушевный разговор. Мне кажется, в его почти 60, Хуциев так и думал и не предполагал, что впереди ещё столько очень тяжелых лет.