Пост Т. Бетчер (о. Шпицберген)
Отчаянно смелые люди написали сценарий и сняли по нему этот фильм. Сами названия более ранних фильмов Меркуловой, а потом общих фильмов Меркуловой и Чупова говорят, мне кажется, в первую очередь, об этом: «Интимные места»; «Про любовь. Только для взрослых»; «Очень женские истории», а «Человек, который удивил всех» вообще о немыслимом в российском кино — о перевоплощении мужчины, МУЖИКА, в женщину.
Я начала с этого потому, что «Капитан Волконогов бежал» — отважный фильм. Отвага его авторов наиболее полно воплощена прежде в его языке. Языке, каким рассказываются притчи.
Помните, как был снят фильм «Покаяние»(1987) Тенгиза Абуладзе? Это был язык евангельской притчи. Язык максимального обобщения. Без частностей, без деталей, без определённого времени, но символический язык, на котором говорят о самом главном.
Абуладзе открыл тему репрессий и несвершившегося покаяния перед погибшими в постсоветском кино, и, мне кажется, за прошедшие десятилетия никто ничего существенного к сказанному им не добавил. Пока не появился «Капитан Волконогов…».
1938 год. Страшно прекрасны мускулистые, тренированные тела молодых энкаведэшников; ужасающе лирично «Полюшко, поле» в их исполнении. Как хороши они в красных спортивных костюмах, очень похожих на олимпийскую форму российских атлетов! Они — ровесники Страны Советов. Они созданы революцией, новой революционной эпохой. Они — воплощение идеального образа нового советского человека. И пусть мир вокруг в разрухе и нищете, но они его краса и гордость, они его будущее! И они ни на одну минуту не сомневаются в необходимости мучить и убивать тех, кого назвали врагами или кто теоретически может быть врагом этого прекрасного будущего.
«Покаяние» было об идеологах террора, об их вине, почему они должны покаяться. У Абуладзе зло гротескно отвратительно и страшно.
«Капитан Волконогов» о рядовых террора, о тех, кто своими руками бил, пытал, убивал. Эти «новые люди» физически совершенны, отучены думать, они, выполнят любой приказ, а потому они еще более страшны, потому что в полном смысле этого выражения, не ведают, что творят.
Фильм о том, что может заставить их задуматься, когда задуматься себе дороже. Фильм о том, почему, даже если захотеть, найти путь к покаянию неимоверно тяжкий труд, не всякому посильный.
Мне кажется, авторам фильма удалось найти ту точную меру условности, которая не лишает нас доверия к рассказываемой истории, не лишает возможности сопереживания, но выводит единичное на уровень всеобщего, превращает частное в общезначимое.
Сценарий делает сюжетом фильма и основным его содержанием не последовательность событий, а изменение отношения героя к себе и замученным им людям. Изменения, происходящие не с ним, а в нём. И это нерв фильма. Думаю, это сильнейшая роль в кино Юрия Борисова.
Я долго не могла подступиться к этому фильму: «Что нового о том времени могут мне сказать те, кто на 20 лет младше меня?» Оказывается, могут.
No comments:
Post a Comment