Пост Т.Бетчер (Москва)
Вы ведь помните «Иду»?
Вы ведь помните «Иду»?
(https://moviesarttalk.blogspot.com/2015/12/ida-ppawlikowski-2013.html)
Это один
из тех фильмов, которые, даже посмотрев один раз, проносишь в памяти через
многие годы. «Холодная война» (2018) - ни в коем случае не продолжение «Иды»,
хотя события фильма начинаются в 1949 в той же послевоенной Польше. «Холодная
война» - вторая картина кинематографического диптиха, выстроенная по законам
диптиха живописного. Общее – черно-белое изображение, стилистика, время,
человек во времени. Отличное – в «Иде» мир с его ужасом и страстями входит
в душу героини и душа захлопывается»;
героиня возвращается в монастырь и всю жизнь будет молиться за этот страшный
мир. В «Холодной войне» судьба героев неотделима от окружающего их мира и
целиком зависит от реалий времени. «Ида»
- драма; «Холодная война» - мелодрама, но, финал какого фильма трагичнее,
неочевидно.
Мне показалось, что новый фильм Павликовского более личностный, более интимный, и не потому,
что посвящён «Моим родителям», а по остроте взаимоотношений с реальностью и
показом вариантов того, как вписаться или не вписаться в исторические повороты.
И ещё: «Ида» об отказе от любви, «Холодная война» - о самоотверженности ради
любви, но в обоих фильмах это любовь, пробитая исторической (политической)
стрелой.
Самое неудачное в фильме, на мой взгляд,
его название. Оно не только сразу задаёт угол зрения, характер восприятия, но и
делает его содержание одномерным, лишает его объёма. А глубина в фильме,
безусловно, есть. Создаётся она не только удивительно разнообразно
использованной фольклорной музыкой, не только замечательными актёрскими
работами, не только всей черно-белой поэтикой повествования и черными
квадратами экрана в конце эпизода (пушкинские отточия в «Евгении Онегине), но и
режиссёрскими мыслью и чувством.
В Каннах, в 2018, фильм был признан
лучшей режиссёрской работой.
8 comments:
Наконец эта картина дошла и до нас. И понятно, что вначале в киноклубе. Вот такие забавные парадоксы в наше время. Я не хотел писать этот комментарий, пока большинство потенциальных читателей не посмотрело фильм, и вот кажется время пришло. Мне фильм очень понравился, и я во всем согласен с Таней, кроме критики названия. «Холодная война». Для рядового человека "холодная война" - это прежде всего границы. Они не просто на замке, они - мембраны. Bход только в одну сторону. И границa - однa из трех действующих лиц в этом фильме. Зула не уходит с возлюбленным, так как это навсегда потеря Польши, Виктор оставляет любимую, так как иначе это навсегда жизнь при социализме. А потом путь назад. Для нее это, конечно, прежде всего путь от него, бывшего раньше творцом и героем, а теперь приспособленцем, готовым подложить ее под нужного человека. Но не только, это и путь на родину. Да и для него, это, конечно, прежде всего, путь за ней, но ещё и от той роли, которую он играет здесь. И вот они снова в Польше. Он снова герой, она снова его, но все приехали, мышеловка захлопнулась.
Фильм посвящен родителям, про которых нам сказали, что там тоже был длинный путь встреч и расставаний, так что, может быть, здесь «холодная война» и в связке любви, предательств, притяжений и отталкиваний, но я не хочу развивать эту тему.
Т.Бетчер: Савелий, мне кажется, что граница между двумя мирами и словосочетание "холодная война" с конкретным историческим значением не одно и то же. Я абсолютно согласна с твоей мыслью о роли границы между мирами в фильме, и поэтому, называйся фильм "Между мирами", "Через границу" - да как угодно - всё лучше, чем "Холодная война", то есть название, сводящее всё наполнение фильма к идеологическому и военному противостоянию востока и запада. Хотя, наверное, ты прав в том, что режиссёру это название было нужно, потому что он показал "человеческое измерение" этого политического термина.
ЛН: Вот и до нашего города дошла "Холодная Война" Павликовского. Впечатление неоднозначное. Первые 20 минут смотрятся на одном дыхании, потом тоже много кадров и отдельных эпизодов, которые жаль было бы пропустить. Но в целом фильм рассыпается, по мере того как оказывается, что эти Ромео и Джульетта сами для себя Монтекки и Капулетти . Пробившись через все барьеры холодной войны навстречу друг другу, они убегают друг от друга через государственные границы, вновь создавая себе неодолимые препятствия, которые потом, в качестве влюбленных, снова будут самоотверженно преодолевать. Опасности, связанные с этим, по замыслу фильма должны придать их поведению трагизм и значительность. Вместо этого действие превращается в лишенную глубины мелодраму, поскольку такое поведение двух неглупых, любящих друг друга людей с опытом жизни в соц. стране в голове не укладывается. По крайней мере в голове у человека, выросшего в такой стране.
Я посмотрела фильм после того, как прочла о нем комментарии в блоге. Мне фильм понравился: щемящая нота любви, операторская работа, игра актеров. Но я не увидела в нем смысла, который вкладывают в него обсуждающие в блоге. Я вижу в нем трагедию любви на фоне политической ситуации, т.е. в декорациях тех лет. Отягчающие обстоятельства и тяжелые препятствия часто являются питательным бульоном для страсти. Не знаю, выдержала ли бы страсть Ромео и Джульетты, если бы Монтекки и Капулетти спокойно взирали на отношения своих детей. Не исключаю, что Джульетту постигла бы участь предыдущей возлюбленной Ромео, Розалинды, но на пике своей страсти они поставили точку. Здесь главный герой – музыкант, не сумевший реализоваться. На полочке в комнате держит портрет Шостаковича, играет Шопена. Скорее всего, аутентичной самодеятельностью занялся от безысходности. Страстно влюбился в молодую девушку из совершенно другого мира. Невозможность соединиться распаляла страсть, в тот момент бывшей главной составляющей их жизней. На фоне этой страсти проплывают реалии тех лет: безумие идеологизированного бытия, вынужденное стукачество, портреты вождей, упивающиеся властью функционеры, эпоха холодной войны, возможно давшая название фильму. На этом фоне он задумал побег. Она засомневалась. Почему? Не могла расстаться с Польшей? Нет. Поняла, что ей во Франции делать нечего, ни языка, ни специальности нет, есть только приятная внешность и хороший голосок для художественной самодеятельности. Он уезжает один в надежде реализоваться в Париже. То есть, оказалось, что есть еще смыслы, важные для каждого из них, кроме всепоглощающей страсти. Прошло несколько лет, они встречаются в Париже, им никто не мешает быть вместе. И выясняется, что их чувство не выдерживает испытания свободой. Оказывается, преодоление своих несоответствий и внутренних несовпадений намного труднее, чем борьба с функционерами.
Спасает чувство опять разлука. Кульминация чувства возникает, когда появляется безысходность, и на этом пике они ставят точку.
Марина К.
Мне тоже фильм понравился. Даже очень. Несмотря на Зюзанна-Зула/Жула-Джульетта на первых же минутах, несмотря на множество, скажем, странных деталей сюжета, несмотря на назойливую рекламу польского песенно-танцевального "народного искусства". Но мне понравилась не трагедия любви, а её торжество.
Эта Любовь возникает на экране из ничего, как Большой взрыв, и преодолевает доносы, предательства, измены, многолетние расставания, культурные и социальные различия, физические возможности, государственные границы и тюремные решётки. А может и саму смерть - хотя благодаря откровенной параллели с Непереносимой лёгкостью бытия финал был вполне предсказуемым, но он оказался настолько великолепен, что превзошёл любые мои ожидания.
Название фильма, конечно, раздражало - я б и не пошёл, но пришлось (спасибо). А теперь для меня это одна из "странных деталей", но на которой стоит остановиться. Во-первых, это название - это завлекающая и прикрывающая гланый мессeдж вуаль, вуаль, которую можно снять, если хочешь, а во-вторых, это почва для конкретизации необходимых для мифа препятствий (например, перечисленных выше), такая же, как вражда семей Ромео и Джулии, верность сузерену Тристана и ревность его жены, любвеобильность Манон и другие превратности сюжета, ожидающие кавалера де Грие.
На мой взгляд, это фильм не только о любви, но и мире, враждебном им и творчеству по обе стороны железного занавеса
Оставим в стороне любовь, которая в этом фильме сделана мастерски в духе европейский фильмов 60-70 х. Посмотри вниз, теперь подними глаза, поверни голову налево. Фильм о Польше. Мы, как представители страны Советов, как бы на стороне оккупантов, если посмотреть на исторический процесс из далекого далека. Начало фильма - Польша изуродованная войной, но свободная. Начало фильма заставило меня трепетать, вспомнила фильм Satantango Тарра, кто его еще не смотрел, очень рекомендую. Падение постепенное и неминуемое. Где он, польский гонор?, Где прославленная жажда свободы от Москвы? Гонор остался только для беседы с французскими высокомерными интеллектуалами.
Но больше всего меня поразило то , что в начале 50 х можно было проходить из Восточного Берлина в Западный- свободно. Мне хотелось попасть, как в детских книжках, через экран в ту жизнь и сказать людям, бегите скорее!
Post a Comment