Прошел, наверное, месяц, и страх забыть впечатление, которое этот фильм произвел, наконец, пересилил.
Это сильный фильм.
Вскоре после его начала мы узнаем, что клоун - это Смерть, и фильм, в частности, о том, что мы живем в ее постоянном присутствии, чаще всего, конечно, скрытом, но иногда очень явном.
Иногда (уникальный вклад Бергмана в размышления о смерти) настолько явном, что вызывает сильные эротические ощущения.
Но фильм не только об этом, а еще о роли искусства в повседневной жизни, о перетекании кино в театр и обратно, и о том что музыка - надо всем.
И о том, почему женщины любят сумасшедших.
И о том, что пожар - ничего. Раз крыша не обвалилась и удалось потушить пламя - никто из зала не ушел, все 11 зрителей остались смотреть и слушать.
Конец, конечно, печальный.
Но если я его правильно понял, убеждение автора, что искусство (и любовь женщины!) выше быта - с его изменами, пожарами и смертью - фильм, на мой взгляд, передал убедительно и ярко.
No comments:
Post a Comment