Вчера посмотрели фильм, который уже давно был в списке "Посмотреть!".
Кира Муратова "Короткие встречи", 1967 г.
Я его точно видел тогда, скорее всего, в к/т трудного фильма "Урал". Еще бы - Высоцкий в главной роли! Но ничего не помнил с тех пор. Ни сюжета, ни единого кадра. Ибо был, хотя и впечатлителен, но не по годам глуп и необразован. То ли дело "Вертикаль"! Этот фильм произвел глубочайшее впечатление на юную душу.
И вот - 50 лет спустя.
Какой замечательный фильм!
Простой сюжет. Понятные характеры. Никакой Высоцкий, ну совсем никакой. Может быть, потому что играет такого плакатного геолога из песни "Наш путь и далек, и долог, и нельзя повернуть назад." Но обе женщины очень выразительны. Я не узнал обеих и думал, когда смотрел, - такие некрасивые и такие интересные лица. Неужели они не стали звездами? Стали. Тем, кто не помнит фильм и собирается его пересмотреть, не буду выдавать их имена. Для загадочности добавлю, что фильм после недолгого проката был снят (думаю, по объективной причине непосещаемости), а через 20 лет показан на одной из первых Ник, и одна из актрис получила приз за лучшую женскую роль!
Но не только актрисами поразил меня фильм. Он, на мой непросвещенный взгляд, удивительно современно сделан.
Нехронологичность сюжета, особенно, его закольцованность, когда первые кадры становятся (более) понятны после последних. Бытовой, как бы документальный, звукоряд. Поидимому, большое количество людей с улицы в кадре, не просто массовка, а со словами и характерами. В общем, очень "хуциевский" фильм, но при этом с западной сложностью изображения и повествования, сложной музыкой (у Хуциева музыка тоже поражает, но это Бах в исполнении неслыханных тогда Swingle Singers, а здесь - композитор Олег Каравайчук, до сих пор непризнанный гений). И каким-то образом в этом дебюте Киры Муратовой угадывается "Настройщик", один из моих самых любимых фильмов.
В общем, в списке "Посмотреть!" добавился фильм "Долгие проводы", а имя Киры Муратовой встало для меня в один ряд с Марленом Хуциевым.
Tuesday, July 3, 2018
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
2 comments:
Я немного посмотрела фильм "Короткие встречи", смотреть все подряд у меня не хватило терпения, в самом начале страшно покоробила фальшь о заседании по поводу сельского хозяйства, правда, может героиня хотела рассказать там о уничтоженном классе крестьян, о семьях, согнанных с их земель и домов. Высоцкий не то что никакой, он вызывает самые нехорошие неприятные чувства, нет у него даже шарма разбивателя сердец. Снято, наверное, добротно, но не в этом прелесть искусства. Для сравнения вспомните грузинские фильмы того периода.
Комментарий Татьяны Бетчер:
Я очень люблю этот фильм и смотрела не знаю сколько раз, и не помню в какой, наконец, поняла хронологию событий и внутренний конфликт - скрытую пружину действия.
Все это было неважно, как часто бывает в хорошем кино, потому что важны были героини, их лица, интонации, жесты, даже тембры голосов. Мне кажется, Муратова заставила Высоцкого повторить себя из Вертикали. Ей нужен был такой плакатно- романтический герой, чтобы раскрыть правду, слабость и силу женских характеров. Весь тончайший психологизм - в женщинах. Есть кадры такой пронзительной лирики (ночью рука повторяет изгиб от его головы к плечу и рвется струна; девушка сервирует стол к ИХ встрече и берет себе апельсин...), что помнятся, как стихи, и фильм хочется пересматривать хотя бы ради них.
Но кроме лирико- драматической линии как много там остро современного: девушки, вырывающиеся из деревни в город в няньки, в домработницы ( у меня была череда таких нянек, но запомнила одну, Валю, которая вышла замуж). Вечный советский недодел на пути к Коммунизму, отменивший этот коммунизм. Пронзительная память войны в сумасшедшем старике. И вечное двоемыслие и двоечувствие советских людей (как она учит речь к дурацкому мероприятию!). Удивительный фильм. Вся будущая Муратова уже в нем. Она ведь совсем недавно умерла, во все времена сохранив верность Одесской киностудии.
Post a Comment