Пост Татьяны Бетчер (Москва):
Посмотрела "Рай" Кончаловского.
Конечно, это его лучший фильм. Таким фильмом можно гордиться. При том, что уже
так много сказано об этой тёмной странице европейской истории, так по-разному и
с разной степенью глубины и художественности, он нашел свой путь в тему, своё
виденье, свои выходы. Очень сильные актерские работы. Вообще всё сделано на
высшем уровне: режиссура, операторская работа, музыка. Ловлю себя на
противоречии: если об ужасе, то почему оцениваю в эстетических категориях? Вот
"Саул сын Саула" - сплошной хаос, морок, туман, вопли, невнятица,
выпадение из жизни, и из смерти тоже. Никаких эстетических оценок. Но
эмоциональное впечатление от "Рая" ничуть не менее сильное, чем от
"Саула". Кончаловский сумел "узаконить" графичную
эстетику фильма о концлагере найденным художественным
приёмом, режиссёрским ключом своего замысла. Не хочу говорить об этом ключе -
надо посмотреть.
В «Коммерсанте» http://kommersant.ru/doc/3188604
Михаил Трофименков назвал свою разгромную рецензию «Фальшь и туман». Могу с
Трофименковым согласиться лишь в том, что есть детали, которыми нельзя
пренебрегать, с которыми нужно быть точным. Но в оценке фильма принципиально не
согласна.
Предшествующий названный им киноряд - это опыт
западного кино, западного видения трагедии Европы. У Российского кино такого
опыта не было. Прошло 70 лет со времени окончания войны, и Россия начала
пытаться понимать тех, кого скопом все эти годы называли "немцы" =
"фашисты". Недавний фильм Миндадзе "Милый Ханс, дорогой
Петр", повесть Водолазкина "Близкие друзья", а теперь
"Рай" Кончаловского. Кончаловский, разумеется, все названные
Трофименковым фильмы знает. Но ему важно было подойти к теме как российскому
режиссеру и сделать фильм для российского зрителя. Конечно, как повелось у
братьев, они всё делают, имея в виду критерии оценки международных премий и
фестивалей, но, мне кажется, это тот случай, когда ведущим мотивом была не
конъюнктура. Если в прошлом году "Оскара" получил "Саул сын
Саула", то рассчитывать, что только темой побью всех, - безумие. Мне
кажется, что сегодня, с нашей временной дистанции, важен уровень осмысления
даже не той войны, даже не факта многолетнего существования сталинских и
гитлеровских лагерей смерти, не полпотовского геноцида, не сегодняшней Сирии, а
трагедии человечества, которого ни одна религия не удержала от массовых убийств и
массового озверения. Ад как таковой осмыслить невозможно. Это только в эпоху
Возрождения Данте мог словом, а Рафаэль пером и кистью живописать Ад. Тот ад,
который люди создали на земле в 20-м веке, вообразить и изобразить не мог никто.
Все начала и все концы оказываются в самом человеке. И
когда человек, вопреки всему, казалось бы, уничтожившему его душу злу, ценой
собственной жизни, спасает другого человека, он это подтверждает.
No comments:
Post a Comment