В начале февраля мы побывали на концерте очень современной музыки в музее Изабеллы Гарднер.
Когда-то в начале 2000-х под влиянием одного бывшего автора блога а ныне трудящейся штата Северная Каролина, я посетил несколько концертов современного танца. И понял, что это не для меня - ни язык, ни, особенно, музыка.
Но инструментальная современная музыка пока не продемонстрировала нашу с ней несовместимость. После опыта свердловской филармонии, где Марк Пекарский со своим ансамблем играл что-то очень современное и очень впечатляющее, где Кейджа играли чаще, чем его играют в Бостоне, мне по-прежнему интересно, что такое современный музыкальный авангард.
И вот в жуткий февральский вечер (ветер, холод и снег) мы с женой таки появились в изумительном теплом уютном камерном зале музея. Кроме нас было еще человек 20, как потом оказалось, все друзья либо исполнителя либо одного из композиторов.
Солистом был классический пианист Paavali Jumppanen. Недавно он записал 32 сонаты Бетховена, некоторые можно услышать на Ю-тюбе. Он играл на концертном рояле со снятой крышкой и склоненными над струнами микрофонами.
Кроме этого по краям сцены стояли звуковые колонки, а в углу за пультом управления электронной музыкой сидел один из композиторов, Hans Tutschku, профессор, директор студии электронно-акустической композиции в Гарварде.
Исполнялись 3 произведения:
• Perttu Haapanen, Mi Noche Triste revisited for piano and live-electronics (U.S. premiere)
• Hans Tutschku, Shadow of bells for piano and live-electronics (world premiere)
• Karlheinz Stockhausen, Kontakte for electronic sounds, piano, and percussion
Наиболее технически продвинутым и наименее впечатляющим для меня было первое произведение. Запись на пластинке танго "Моя печальная ночь" была модифицирована и искажена, окружена очень бурными звуками рояля и еще каким-то шумом. Никакой идеи, никакого, грубо говоря, вразумительного палимпсеста я не увидел.
Вторая вещь, мировая, на минуточку, премьера, показалась гораздо более интересной. Задумчивый рояль с долгими осмысленными паузами, удивительно звучащая электроника - звуковая тень колоколов, возникающая из тишины рояля, все вместе было сосредоточенной медитацией, в которой не было ничего восточного. Мне очень понравилось.
После перерыва прозвучала, как оказалось, классика авангарда, www.youtube.com/watch?v=cjKVJ2z66fk, и это оказалось очень долго, шумно и практически совершенно неинтересно.
После концерта друзья и родственники композитора и солиста остались радоваться их успеху, а остальные двое пошли восвояси.
Этот был заслуживающий внимания концерт, и имя Hans Tutschku на афише будет теперь для меня серьезным аргументом в пользу посещения любого включающего это имя концерта.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment