Пост Т. Бетчер (Москва).
25 сентября 2019 года московский зал им. П.И. Чайковского двадцать минут сотрясала овация после исполнения Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнёва 11 симфонии Д. Шостаковича. Это было что-то невероятное: дирижёр одного за другим поднимал солистов и концертмейстеров оркестра, а зал громыхал аплодисментами и криками «Браво!» и, казалось, требовал повторного исполнения всей симфонии.
11 симфония называется «1905 год». Написана была в 1957 году, и Шостакович получил за неё Ленинскую премию. Я не знаю, что услышали в этой симфонии советские музыковеды, и как она прошла «в зачёт» искупления формалистических грехов автора и способствовала его «прощению» и возвращению на советскую симфоническую сцену. Её звучание в трактовке М. Плетнёва и его оркестра, спустя 60 с лишним лет, воспринимается как реквием по всем российским убиенным на протяжении страшного 20 века.
Симфония состоит из 4-х частей, которые исполняются без перерыва, и эта непрерывность звучания передаёт особое чувство времени – его невозвратность, необратимость происходящего во времени.
Первая часть «Дворцовая площадь» - образ замершего перед надвигающимся событием города, но и образ замершей в предчувствии неминуемой трагедии страны. Странное словосочетание: тишина звучания арфы на фоне шелестящих скрипок – но по-другому не могу сказать – натягивает внутри тебя все душевные струны до невыносимого напряжения.
Вторая часть «9 января» - образ побоища не одного дня, а российской катастрофы 20 века. Такого звучания духовых и ударных, от которого волосы начинают шевелиться на голове, я не помню. Это адская музыка. Она адски откровенна и адски прекрасна.
Третья часть «Вечная память» - ужас осмысления свершившегося, содеянного. Это реквием в полном смысле этого слова, скорбь и плач по всему тому, что безвозвратно уничтожено ураганом истории.
Заключительная часть «Набат» - не новгородский набат, призывающий к народному восстанию, а тот колокол, который звонит по всему народу, ставшему виновником и жертвой российской трагедии.
И всё это было пережито мной именно так, несмотря на то, что музыкальное полотно симфонии соткано из огромного количества цитат из революционных и народных песен. Шостакович создал абсолютно трагический образ национальной катастрофы, и как бы он ни назвал свою 11 симфонию, с высоты 21 века она прочитывается именно так и именно так была исполнена Михаилом Плетнёвым и его оркестром.
Михаил Плетнёв, один из самых тонких, чутких и глубоких пианистов современности, уже более 20 лет руководит созданным им Российским национальным оркестром. За прошедшие годы оркестр стал лучшим в стране и одним из лучших в мире, а вехами его исполнительской истории является ежегодный сентябрьский фестиваль РНО. Мне, обыкновенному слушателю, объять весь фестиваль почти невозможно: нет ни времени, ни денег на все концерты. В этом году я купила абонемент на концерт-открытие, оперный вечер с Юлией Лежневой и концерт, посвященный дню рождения Д. Шостаковича. Какое счастье, что я сделала именно такой выбор!
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment